Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Визит Байдена провалился, не успев начаться?

© AFP 2022 / DREW ANGERERПрезидент США Джо Байден
Президент США Джо Байден - ИноСМИ, 1920, 08.07.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Байден решил наконец посетить Ближний Восток, пишет Al-Quds Al-Arabi. Автор статьи называет четыре основные проблемы, подход к решению которых нужно найти за время поездки. Задача сложная, но если Байден не справится, Вашингтону придется дорого заплатить.
Ибрагим Нувар (إبراهيم نوار)
Джо Байден после почти 18 месяцев руководства Соединенными Штатами решил, что пора посетить Ближний Восток. Главной целью предстоящего визита президента США в регион является Тель-Авив, а Эр-Рияд – необходимостью. Он нужен Вашингтону лишь для поставок дешевой нефти и военного сотрудничества против Ирана. С самого начала этот визит преследовали неудачи, а затем он и вовсе был отложен. Байден должен найти практическое решение, способное урегулировать четыре главные проблемы, с которыми сталкивается политика США на Ближнем Востоке. Он преуменьшил значение этого региона, но после начала российской спецоперации на Украине, быстро понял, что был неправ. Для сохранения своих интересов перед угрозой расширения российско-китайского влияния, ему необходимо предпринять организованные усилия по переустройству региона. Он должен заполнить пустоту, оставленную Вашингтоном, таким образом, чтобы Израиль смог заняться реализацией американского проекта на Ближнем Востоке.

Трудная задача: принцип "два государства для двух народов"

Одна из четырех проблем, стоящих перед Байденом, – это возрождение ядерного соглашения с Ираном. Очередной раунд переговоров в Дохе завершился провалом, поэтому американский лидер должен радикально изменить стратегию Вашингтона в отношении Тегерана. Что касается второй проблемы, то она ещё сложнее. Никто за более чем сотню лет так и не смог её решить. Речь, разумеется, идёт о "двух государствах для двух народов" или израильско-палестинском конфликте. Проблема усугубляется ещё и тем, что Байден не найдет никого, кто согласится провести переговоры в Тель-Авиве. В настоящее время Израиль переживает тяжелый политический кризис. Его причина кроется не только в разногласиях о создании "двух государств", но и во внутриполитических проблемах, испорченных отношениях между еврейской общиной и арабским сообществом, столкновениях с палестинцами на Западном берегу и в Иерусалиме, и в региональной политике страны. Байдену нужно будет поговорить с Нетаньяху, у которого появился шанс вернуться к власти и сформировать новое правительство после ноябрьских выборов. Ему также нужно будет встретиться с временно исполняющим обязанности премьер-министра Яиром Лапидом, министром обороны Бенни Ганцем и другими израильскими чиновниками, но этим, возможно, будет заниматься уже госсекретарь США Энтони Блинкен. Взгляды Нетаньяху, Лапида и Ганца на принцип "два государства для двух народов" отличаются. Более того, все они подвергаются давлению со стороны организаций и групп, занимающихся строительством поселений. Учитывая, что предвыборная кампания требует "популистских" лозунгов для получения большего количества мест в Кнессете, мы станем свидетелями бешеной гонки в поддержку поселений и нарушений прав палестинцев. Байден не сможет во время своего визита в Израиль добиться прогресса в создании "двух государств", объявить об открытии консульства США по палестинским вопросам в Иерусалиме, предоставить помощь палестинским беженцам и БАПОР, которая страдает от резкого сокращения финансирования. Он, скорее всего, снова заведет разговор о важности возобновления мирных переговоров, приостановленных с марта 2014 года, подчеркнет необходимость улучшения условий жизни палестинцев и предложит проект по созданию регионального фонда при поддержке стран Персидского залива. Таким образом, проблема, созданная Артуром Бальфуром и Гербертом Сэмюэлем, останется неразрешенной.
Президент США Джо Байден - ИноСМИ, 1920, 01.07.2022
В ожидании БайденаВ июле Байден совершит мини-турне по Ближнему Востоку, пишет Evrensel. Автор статьи анализирует предстоящую поездку американского президента и объясняет, зачем он едет в регион, что от него хочет добиться каждая из стран, и что будет потом.

Трудноразрешимая дилемма

Визит Байдена в Саудовскую Аравию намного важнее, чем в Израиль, потому что все проблемы, стоящие перед США на Ближнем Востоке, так или иначе имеют отношение к Эр-Рияду – от иранской угрозы до создания "двух государств", регионального военного альянса, увеличения добычи нефти и газа и продажи энергоресурсов по низким ценам. В связи с этим в Конгрессе США разразились споры по поводу способности Байдена наладить отношения с Саудовской Аравией. Во время своей предвыборной кампании он обещал, что внешняя политика его администрации будет отражать американские "ценности", а не искать "выгоды". Если он будет колебаться или бросаться из одной крайности в другую, нарушая свое обещание, то столкнется с негативными последствиями. Есть ещё одна проблема, которая мешает новой политике США в отношении Саудовской Аравии, – сам Эр-Рияд не слишком доверяет Байдену. Причина кроется в том, что он изменил свое мнение о Саудовской Аравии под влиянием "страха". Речь идёт о Тегеране и иранской ядерной угрозе, расширении российско-китайского влияния, начале глубокого экономического кризиса в США. До промежуточных выборов в Конгресс осталось всего несколько месяцев, отсюда и боязнь проиграть, если он решит баллотироваться на второй срок. Иными словами, если страх является движущей силой новой политики Вашингтона в отношении Эр-Рияда, то она, несомненно, изменится по мере отдаления факторов, влияющих на его возникновение. Именно поэтому в ходе встречи с руководством Саудовской Аравии, а также с лидерами шести стран Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССАГПЗ) и Египта, Иордании и Ирака Байдену придется предоставить гарантии, которые развеют сомнения вокруг политики США в отношении региона. Возникает так много вопросов и так мало ответов, потому что политика Байдена является "утилитарной" и "оппортунистической", что не отвечает арабским интересам.

Военный альянс и нормализация

За всю свою историю арабские страны никогда не соглашались на создание системы коллективной безопасности. Попытки иностранных держав встречали ожесточенное сопротивление и в итоге потерпели крах. Так произошло с попытками Великобритании и Соединенных Штатов создать "Организацию обороны Ближнего Востока" и "СЕНТО". Вполне вероятно, что второй арабо-американский саммит (первым был саммит Трампа в мае 2017 г.) подтолкнет Центральное военное командование США продолжить заключать соглашения с заинтересованными странами. Министр иностранных дел Иордании, со своей стороны, заявил, что проект создания военного альянса не будет стоять на повестке дня. Что касается нормализации отношений между Эр-Риядом и Тель-Авивом, а также признания факта передачи Египтом островов Тиран и Санафир Саудовской Аравии, то в этих вопросах вряд ли случится прорыв. Максимум, что может произойти, это продолжение контактов и передача дела о Тиране и Санафире в специальную комиссию для его изучения, пока не будет создан "мост" между Саудовской Аравией и Израилем.
Президент США Джо Байден выступает на открытии «саммита за демократию» в Вашингтоне - ИноСМИ, 1920, 27.06.2022
Ближний Восток между визитом Байдена и турне Ибн СалманаВизит Байдена на Ближний Восток 13 июля вряд ли обрадует Россию, пишет автор NooPost. США крайне заинтересованы в восстановлении своего влияния в регионе, но Россия успешно с ними здесь конкурирует. Создается впечатление, что Ближний Восток стоит на пороге больших перемен.

Нефть и пределы торга

Увеличение добычи нефти является четвертой проблемой и главным приоритетом для президента США. Её нельзя изолировать от американо-саудовских отношений, ставших заложниками иранского (ядерное соглашение) и израильского факторов (принцип "два государства для двух народов"). Восстановить связи, с американской точки зрения, означает, что Саудовская Аравия должна вступить в военный союз против Ирана и согласиться с позицией Израиля, согласно которой нормализация важнее мира и решения палестинской проблемы. Что касается просьбы Байдена к странам Персидского залива об увеличении поставок нефти и газа на потребительские рынки, особенно в Европу и на Дальний Восток, то оно сталкивается с договоренностями ОПЕК+, в которую входят Россия, Саудовская Аравия и другие страны-экспортеры нефти. Байден пытается убедить Саудовскую Аравию и страны Персидского залива нарастить объемы добычи нефти в связи с украинским кризисом и ужесточением антироссийских санкций. Эр-Рияд прекрасно понимает, что это может привести к ценовой войне, из которой Вашингтон и страны Запада выйдут победителями, а он с Москвой окажется в рядах проигравших. Саудовская Аравия усвоила урок ценовой войны с Россией в 2014 году. В результате была создана ОПЕК+. Таким образом, в интересах Эр-Рияда сохранить единство этой организации, а не разрушить его.
Байден ещё не успел начать свое турне по Ближнему Востоку, а его уже объявили провальным. Если американский лидер попытается уйти от ответов на принципиальные вопросы и не приблизится к разрешению вышеупомянутых проблем в регионе, это дорого обойдется Соединенным Штатам и их влиянию на Ближнем Востоке.