Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мощь нежелательной оси Москва — Тегеран

Политика: США беспокоят небывало близкие отношения Ирана с Россией

© POOL / Перейти в фотобанкПрезидент РФ Владимир Путин и президент Ирана Эбрахим Раиси во время встречи на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде
Президент РФ Владимир Путин и президент Ирана Эбрахим Раиси во время встречи на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прошлым летом директор ЦРУ Бернс говорил, что не стоит переоценивать союз России и Ирана, а уже пятью месяцами позже поднялся переполох из-за "масштабов оборонного партнерства", пишет "Политика". США беспокоит ось Москва — Тегеран, которая меняет баланс сил в регионе.
Бошко Якшич (Бошко Јакшић)
Украинский вооруженный конфликт продолжается уже второй год, и российская спецоперация подтолкнула многие страны Ближнего Востока к попытке уравновесить свои отношения с США и Россией. Американских политиков больше всего беспокоит то, что этот конфликт укрепляет нежелательное партнерство между Россией и Ираном, которое своими масштабами угрожает изменить хрупкий баланс сил в регионе.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Вашингтону не удалось сплотить своих традиционных союзников. Объединенные Арабские Эмираты — пример государства, которое не спешит принимать чью-либо сторону. На недавней выставке вооружений в Абу-Даби собрались производители из России и Украины, США и Китая, Индии и Пакистана, Израиля и арабских государств.
Страны Персидского залива, чей бюджет наполнился благодаря вооруженному конфликту и скачку цен на нефть, дали понять, что не собираются слепо выполнять приказы Вашингтона. Саудовская Аравия почти вызывающе сотрудничала с Россией в рамках ОПЕК, откровенно раздражая американскую администрацию.
Москва воспользовалась вооруженным конфликтом на Украине, чтобы наладить тесные связи с Тегераном, каких не было много десятилетий.
Прошлым летом директор ЦРУ Уильям Бернс говорил, что не стоит переоценивать союз России и Ирана. Всего пятью месяцами позже координатор Национального совета по безопасности поднял переполох из-за "масштабов оборонного партнерства".
В 1988 году лидер иранской исламской революции аятолла Хаменеи заявил, что Исламская Республика не станет связывать себя ни с Востоком, ни с Западом. Однако, несмотря на некоторое недоверие к русским, вызванное прошлыми событиями, Иран наладил небывало близкие отношения, чему способствовала и традиционная неприязнь Ирана к США.
Москва значительно расширила свое военно-техническое сотрудничество с Ираном, что может иметь далекоидущие последствия для всего региона.
Иран снабдил Россию сотнями дешевых одноразовых дронов, которые применяются для уничтожения украинской инфраструктуры, хотя Тегеран отрицает, что воспользовался шансом, чтобы испытать свое оружие в реальных боевых условиях.
Сближение России и Ирана, двух стран, живущих под санкциями Запада, — одно из важнейших последствий вооруженного конфликта к настоящему моменту, хотя стратегическая ось начала формироваться еще до начала спецоперации на Украине.
В декабре 2022 года Белый дом сообщил, что Москва предложила Тегерану "беспрецедентную" военно-техническую поддержку. Говорят, что в текущем году можно ожидать, что русские поставят Ирану двадцать современных истребителей Су-35, которые значительно укрепят иранские военно-воздушные силы.
Хотя Россия по-прежнему против того, чтобы в перспективе Иран получил атомную бомбу, она вполне может продать ему зенитные ракетные комплексы С-400. Эти системы очень осложнят оборону американским союзникам в регионе, и речь идет, прежде всего, об Израиле и Саудовской Аравии.
 П/к по итогам встречи глав МИД РФ и Ирана С. Лаврова и М. Зарифа - ИноСМИ, 1920, 10.03.2023
Визит в марте министра иностранных дел Ирана в Россию прорабатывается, но пока не определена дата
"Необходимо внимательно следить за расширением иранского арсенала", — заявил заместитель командующего американскими силами на Ближнем Востоке генерал Грегори Гийо в момент, когда США не планируют дополнительное развертывание своих современных самолетов, которые стали бы ответом на иранские Су.
Представители Пентагона отмечают, что российская военная техника дополнительно укрепит военную мощь Исламской Республики, которая недавно обзавелась ракетами большой дальности. В Эр-Рияде недавно состоялась встреча, на которой американцы попытались убедить союзников из Персидского залива, что не бросят их, несмотря на то, что Вашингтон погружен в вооруженный конфликт на Украине и дальневосточное соперничество с Китаем.
Благодаря вооруженной интервенции осенью 2015 года, сохранившей режим Башара Асада, Россия обеспечила себе физическое присутствие в Сирии. Однако до февраля 2022 года Россия пыталась ограничить влияние Ирана как ближайшего союзника сирийского президента.
Сокращение российского контингента в Сирии после начала спецоперации на Украине позволило Ирану и группировкам, которые он контролирует, занять базы в Алеппо и Хомсе, тем самым укрепив позиции Исламской революционной гвардии. Теперь в новых обстоятельствах можно ожидать, что Москва будет давить на Башара Асада, чтобы он не противился иранским действиям, которые провоцируют Израиль на акции возмездия.
Сирия может стать "вознаграждением" Тегерану за поставки России дронов и других вооружений, которые так быстро расходуются на украинском фронте. Но это еще и шанс для Ирана укрепить свои позиции по всему Ближнему Востоку, причем не нарушая баланса в отношениях между Москвой и Израилем. Проблема в том, что Тегеран никогда и не просил разрешения на свои действия в Сирии, и в такой ситуации Россия может с меньшей терпимостью начать воспринимать израильские удары по Сирии.
Возможно ли, чтобы в связи с этим премьер Беньямин Нетаньяху отказался от сдержанной политики в отношении украинского вооруженного конфликта, которая вызывает критику США, и уверенно занял сторону Киева, тем самым нарушив баланс в отношениях с Кремлем?
У Израиля в 20 раз больше истребителей, чем у России в Сирии. Это может заставить Москву передать Башару Асаду самые современные комплексы С-400. Пентагон хотел бы избежать подобного сценария любой ценой. Американцев не утешает даже то, что столько же, сколько Россия получила от Тегерана, она потеряла на привлекательных рынках вооружений. Ведь более чем скромные результаты на украинском фронте уже заставили страны региона отказаться или пересмотреть поставки российских вооружений. Вопрос, насколько Москва вообще готова что-то продавать, учитывая нужды фронта. Консервативный иранский президент Ибрахим Раиси с момента вступления в должность в 2021 году больше тяготел к Востоку, сохраняя выраженную неприязнь к США и чуть меньшую к Европейскому Союзу. Провал переговоров о возвращении к ядерному соглашению 2015 года только упрочил эти тенденции, подтвержденные и во время недавнего визита Раиси в Пекин. Сейчас Тегеран, помимо прочего, учитывает и то, что Россия необходима ему из-за изоляции от Запада, как своего рода гарант его безопасности.
Конечно, Иран не то государство, которое согласится стать российским сателлитом, но по собственным причинам он превращается в союзника Москвы. Запад видит в этом прямое нападение на либеральный демократический порядок. Долго ли сохранится их союз, вопрос другой.