Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Смерть на костре как изобретение Инквизиции

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По мнению Сесаре Карены, инквизитора, жившего в XVI веке, сожжение — это «самая мучительная смерть, и именно поэтому к нему приговаривали за такое преступление, как ересь». И самое печальное в этой смертной казни, не то, что ее любили в Средневековье, а то, что она популярна до сих пор. Последнее сожжение было зафиксировано совсем недавно: в этом году был предан огню Муаз аль-Касасиба.

В 2012 году 39 христиан были сожжены заживо в Нигерии; в 2006 году та же участь постигла четырехсот женщин в Ираке. А за всю историю были сожжены десятки тысяч людей. Самым последним стал Муаз аль-Касасиба.

Тот, кому удалось посмотреть видеозапись целиком до того, как ее запретили, наверное, уже никогда не забудет эти кадры. На 22-минутном ролике, распространенном ИГИЛ, показано, как иорданского пилота Муаза аль-Касасиба (Muath al Kasasbeh) сжигают заживо внутри небольшой железной клетки. Казалось, подобная жестокость давно ушла в предание.

Хотя ни в одном из государств такой вид казни в настоящее время не практикуется, в 2012 году террористическая группировка «Боко Харам» сожгла 39 христиан в Нигерии; в 2008 году в Кении толпа подожгла костер, в котором сгорели 11 человек, обвиняемых в колдовстве; в 2007 году в Курдистане были заживо сожжены 255 женщин; еще 400 постигла та же участь в 2006 году в Сулеймании (Ирак), а в конце 90-х года на стадионе в Пхеньяне (КНДР) таким способом казнили ряд генералов.

Все это произошло сравнительно недавно, хотя сам вид казни стар, как мир. Согласно Талмуду, устной иудейской традиции, впервые записанной около 200 года, сожжение, о котором говорится в Библии, осуществлялось путем вливания расплавленного свинца в горло преступнику. Это одна из самых ранних форм приведения этого вида казни в исполнение.

Наиболее распространенным было сожжение на костре, законодательно зафиксированное во многих государствах и действовавшее с древних времен до конца XVIII века. После победы Французской революции сожжение признали жестоким и неправомерным наказанием, но оно продолжало применяться в самых чудовищных формах. Наиболее резонансным стал случай в Уэйко (Техас) 15 мая 1916 года, разъяренная толпа подвесила над костром и обрекла на медленную и мучительную смерть афроамериканского батрака-подростка Джесси Вашингтона, страдавшего умственным расстройством, по обвинению в убийстве белой женщины. Линчевание Джесси Вашингтона, вошедшее в историю под названием самосуд в Уэйко, было осуждено во многих странах.

Содомский грех

В древности сожжение на костре применялось для искоренения иудаизма, ереси, святотатства, колдовства и содомского греха, то есть, гомосексуализма. Согласно рассказам Юлия Цезаря, военнопленных бросали в огонь, называя их при этом «плетеными людьми».

В Византийской империи на костер отправляли тех, кто исповедовал зороастризм. А VI веке император Юстиниан казнил таким образом всех не христиан. И эта форма казни была прописана в одной из главных статей свода законов периода его правления.

В 1184 году Католическая церковь создала Инквизиции и законодательно установила, что ересь будет караться смертной казнью через сожжение на костре. Тем не менее, следует уточнить, что большинство так называемых ведьм, главных жертв сожжения, оказывались на костре по решению гражданских, а не церковных судов. Их ловили за денежное вознаграждение так называемые «охотники на ведьм», использовавшие длинные иглы, которыми они прокалывали подозреваемых, поскольку существовало поверье, будто бы у ведьм не идет кровь. Поскольку кровоточат далеко не все части тело, зачастую кровь не появлялась, о чем немедленно сообщали в Инквизицию, а бедные жертвы отправлялись на костер.

И все же в течение большего периода деятельности Инквизиции на костер отправляли редко, а в некоторых частях Европы этот вид казни и вовсе не практиковался. Главная цель заключалась в том, чтобы посеять страх среди христиан, поясняет Ана Мария Сплендиани Рипполл (Ana María Splendiani Ripoll) в книге «Пятьдесят лет Инквизиции в Картахене-де-Индиас» (Cincuenta años de Inquisición en el Tribunal de Cartagena de Indias), увидевшей свет в 1997 году. Сожжение на костре применялось только в отношении закоснелых еретиков, не желавших отказываться от своих взглядов. Когда им сообщали о приговоре вечером накануне казни, два священнослужителя находились при осужденном до последнего момента, убеждая его покаяться и примириться с Богом. В случае согласия осужденного, он подвергался менее мучительной смерти, а его труп впоследствии предавали огню.

Именно так произошло, хотя и без раскаяния, с последней жертвой Инквизиции в Испании. Причем событие имело место не так уж и давно: в 1826 году. По анонимному доносу учитель из Валенсии Кайетено Риполл (Cayeteno Ripoll) предстал перед Трибуналом веры, своего рода последователем Инквизиции, пишет публицист и политик Альфред Бош. Проведя два года в заключении, он был приговорен к смерти за ересь. Какие же преступления он совершил? Заменил в молитвенных текстах выражение «Богородице Дево, радуйся» на «Благословен Господь», не ходил на богослужения и не водил на них своих учеников, не приветствовал участников Крестного хода и вкушал мясо в Страстную Пятницу. Как пишет Сплендиани, после повешения его труп сожгли. Эта судебная расправа вызвала негодование самого короля Фернанда VII.

Количество заживо сожженных


Некоторые авторы считают, что число казненных по решению Инквизиции преднамеренно завышено. Также искусственно сгущаются краски вокруг вышеупомянутой «охоты на ведьм». Исследователи уверяют, что все обстояло иначе.

В 1998 году в Ватикане состоялся Международный симпозиум по Инквизиции, на котором были приведены следующие цифры по поводу заживо сожженных: в Германии — 25 тысяч на 16 миллионов жителей; в Польше и Литве — 10 тысяч на 3,4 миллиона жителей; в Швейцарии — 4 тысячи; в Дании и Норвегии — 1350; в Великобритании — одну тысячу; в Италии — 36, и, наконец, в Португалии — четверо. В Испании, как было заявлено, на кострах Инквизиции погибли 49 человек, с чем категорически не согласны некоторые испанские эксперты. Они полагают, что с период с 1530 по 1700 год через испанскую Инквизицию прошли около ста тысяч человек, 18 тысяч из которых вполне могли оказаться на костре. Наиболее завышенная цифра приводится в книге «Критическая история испанской Инквизиции» (Historia crítica de la Inquisición española), принадлежащей перу Хуана Антонио Льоренте (Juan Antonio Llorente), который в начале XIX века утверждал, что общее число отправленных на костер составляло 31192. По мнению Сесаре Карены (Cesaré Carena), инквизитора, жившего в XVI веке, сожжение — это «самая мучительная смерть, и именно поэтому к нему приговаривали за такое преступление, как ересь».

Очевидно то, что три четверти приговоров были вынесены в первые 60 лет существования Инквизиции и лишь оставшаяся четверть — в последующие три века. «Люди знали, что начиная с середины XVI века, Инквизиция выносила мало смертных приговоров», — уверяет историк Бартоломе Бенассар (Bartolomé Benassar) в своем труде «Модели инквизиционного воздействия на сознание: методы воспитания страхом» (Modelos de la mentalidad inquisitorial: métodos de su pedagogía del miedo). Самая крупная казнь по приговору Инквизиции состоялась в 1680 году в Мадриде, и на ней присутствовал сам король Карлос II с членами своей семьи. Количество осужденных составляло 118, из которых 34 были манекенами, изображавшими ранее казненных или бежавших преступников. Из оставшегося числа 20 были сожжены после умерщвления, а семь преданы огню заживо (в том числе две женщины). «Казнь происходила в следующем порядке: сначала с помощью гарроты удушали раскаявшихся, а затем живьем отправляли в огонь упрямцев, лица которых выражали отчаяние, нетерпение и ярость», — пересказывает Бенассар описание казни, составленное помощником короля Хосе дель Ольмо (José del Olmo).