Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гуантанамо и безопасность Латвии

© Reutersгуантанамо
гуантанамо
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Решение правительства поселить в Латвии одного из содержавшихся в месте заключения США Гуантанамо (на Кубе) заключенных неизбежно вызывает вопросы.

Решение правительства поселить в Латвии одного из содержавшихся в месте заключения США Гуантанамо (на Кубе) заключенных неизбежно вызывает вопросы. Однако самый первый и, разумеется, самый главный из них – как это повлияет на безопасность Латвии и ее граждан – не является самым сложным. Краткий ответ на него может быть таким - это решение пойдет на пользу безопасности Латвии как в долгосрочной политической перспективе, так и, надо думать, с точки зрения повседневной практики.

Сотрудничество со стратегическим партнером и союзником по НАТО – США – и шаг навстречу администрации президента Барака Обамы в принципиально важном и таком сложном для нее мероприятии, как закрытие места заключения Гуантанамо, несомненно, укрепит взаимное доверие между обоими государствами, а вместе с этим и безопасность Латвии. На пользу этому пойдет и чисто практическое сотрудничество между соответствующими службами Латвии и США в решении данного конкретного вопроса.

Гражданин Узбекистана, который был задержан в Афганистане, и доказательств участия которого в террористических организациях не удалось найти в течение нескольких лет, в Латвии будет находиться в постоянном поле зрения учреждений власти не только нашей страны, но и других государств Европейского союза. Принятое ЕС прошлым летом решение работать вместе с США с тем, чтобы помочь решить вопрос узников Гуантанамо, предусматривает, что те государства, которые решат принять этих узников, предоставят информацию о них всем остальным государствам Шенгенского безвизового режима. Таким образом, это умножит опыт Латвии в сотрудничестве по вопросам безопасности с партнерами в Европе.

Нет причин думать, что это решение правительства может привлечь внимание террористов к Латвии, поскольку его не привлекло участие Латвии в войне в Ираке и в миссии НАТО в Афганистане, к тому же Латвия вовсе не первое и не единственное европейское государство, согласившееся принять узников Гуантанамо. (Это согласились сделать не только, например, Португалия, Италия, Испания, Бельгия, Ирландия, Франция, но и «нейтральная» Швейцария). Еще меньше оснований опасаться, что этот человек, который письменно подтвердил готовность соблюдать законы Латвии и даже выучить латышский язык, сам может угрожать безопасности Латвии и ее жителей. Во всяком случае, некоторые постоянные гости, к примеру, «Новой волны» определенно доставляют нашим службам безопасности больше беспокойства.

Другой круг вопросов связан с политической и моральной ответственностью. И в Латвии, и в других странах мира люди формируют это совсем просто: мол, это созданная Америкой проблема, пусть теперь американцы сами ее и расхлебывают.

В действительности именно это президент Обама пытается делать, как и было обещано перед выборами. Однако клубок юридических и политических проблем в связи с созданным во времена предыдущего президента Джорджа Буша местом заключения и статусом его обитателей достаточно сложен, чтобы надеяться распутать его быстро и просто. Например, многих из заключенных попросту некуда освобождать: или государства бывшего формального проживания отказываются их принять, или наоборот - как в широко известном случае с заключенными уйгурской национальности, которых требует выдать Китай - у учреждений власти США есть основание опасаться за безопасность и даже за жизнь освобожденных после возвращения в страну их проживания.

В свою очередь, именно в Европе требования закрыть тюрьму Гуантанамо звучали громче всего, и теперь, когда правительство США делает все, чтобы ее закрыть, поддержка правительств европейских государств этому процессу вполне логична. А Латвия, согласившись принять одного из заключенных Гуантанамо, поступает и как хороший партнер США, и как ответственный и солидарный участник общности европейских государств.

Перевод: Лариса Дереча