Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Компенсации и противовесы

© РИА НовостиОтношения Беларуси и России
Отношения Беларуси и России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Острый конфликт между Белоруссией и Россией в значительной мере напугал белорусов. Об этом свидетельствует не только падение рейтинга А.Лукашенко, но и, например, скупка валюты населением по всей стране.

Острый конфликт между Белоруссией и Россией в значительной мере напугал белорусов. Об этом свидетельствует не только падение рейтинга А.Лукашенко, но и, например, скупка валюты населением по всей стране. Информационная атака Москвы против белорусского лидера стала серьезным ударом по его репутации, создает угрозу той стабильности, за которую так держится правящая команда. А тут еще и оппозиция твердит, что режим попал в международную изоляцию, находится в противостоянии и с Западом, и с Россией.

"Если вы не добились успеха сразу, попытайтесь еще и еще раз. А потом успокойтесь и живите в свое удовольствие".

Уильям Клод Филдс

 
Очевидно, что действующему президенту нужно как-то смикшировать этот политический ущерб, который нанес ему белорусско-российский конфликт, чем-то компенсировать имиджевый изъян, чтобы придать внешней политике накануне выборов прикладной электоральный вид. Поэтому, дабы навеять счастливый сон белорусскому обществу, Лукашенко изо всех сил стремится продемонстрировать успех именно на международной арене, доказать, что никакой изоляции нет, у Беларуси в мире много друзей, конфликт с Россией нам не страшен, Минску протягивают руку помощи другие государства. В результате мы видим интенсификацию внешнеполитической деятельности президента. В короткий отрезок времени он совершил визиты в Турцию и Китай. Планируется поездка в Иран. Минск посетили президент Венесуэлы Уго Чавес и президент Литвы Даля Грибаускайте.

Во всех этих международных контактах велика пиаровская составляющая. Ибо больших практических результатов они не принесли. Например, государственные СМИ поспешили сообщить, что по итогам визита Лукашенко в Китай будут реализованы проекты на сумму $3,5 млрд. Но, во-первых, не все контракты на эту сумму подписаны. Во-вторых, основная часть этих проектов будет осуществляться за счет китайских кредитов, которые придется возвращать. В-третьих, в начале года говорилось о $15 млрд китайских инвестиций.

Единственным реальным и серьезным итогом этих визитов стало соглашение о поставках Беларуси 30 млн тонн венесуэльской нефти в течение трех лет. Тем самым проект, который казался вначале пиар-акцией и рассматривался только в качестве политического кукиша России, приобретает определенный вес и значимость. Даже соседние страны вступили в конкуренцию за право транзита венесуэльской нефти.

Однако есть вопросы по поводу больших перспектив белорусско-венесуэльского сотрудничества. Не будем даже обсуждать тот факт, что в отношениях Белоруссии и Венесуэлы политика идет впереди экономики. Возьмем такую проблему. Например, все специалисты оживленно обсуждают вопрос: сколько же стоит для Беларуси венесуэльская нефть. На наш взгляд, здесь работают бартерные схемы. Беларусь строит в Венесуэле заводы, жилые кварталы, агрогородки, помогает этой стране создать современную систему ПВО. И взамен Венесуэла поставляет в Белоруссия свою нефть.

Чем плох бартер? Во-первых, он открывает огромные возможности для воровства, коррупции, откатов, серых схем. Во-вторых, бартерная торговля лишает субъекты хозяйствования стимулов для работы, разрушает ценовые ориентиры, плохо влияет на качество продукции, тормозит переход на рыночные отношения.

Далее, поставкой нефти будет заниматься белорусско-венесуэльское совместное предприятие, в котором доля Венесуэлы составит 75%, а Белоруссии — 25%. Это значит, что основной доход от экспорта переработанных в Белоруссии нефтепродуктов получит эта латиноамериканская страна, а не белорусский бюджет. Иначе говоря, той ситуации, когда Белоруссия была нефтяным оффшором зарубежных компаний, скорее всего, больше не будет.

Оказавшись в ситуации острого конфликта с Россией, официальный Минск делает жесты в сторону Запада, чтобы найти противовес давлению Москвы. Прежде всего, это проявляется в сравнительно либеральных условиях проведения избирательной кампании. Белорусское руководство согласилось вывести из страны ядерные материалы, которые подпадают под международный контроль.

Самым важным политическим событием последней недели стал первый в истории визит в Белоруссию президента Литвы Дали Грибаускайте. Его наиболее существенным моментом стало время приезда. В стране полным ходом идет избирательная кампания. Обычно в такой период зарубежные лидеры приезжают для поддержки политиков, находящихся у власти. Президент Литвы, видимо, сама понимала всю двусмысленность и рискованность своего визита. Поэтому после переговоров с Лукашенко она встретилась с кандидатами в президенты от оппозиции. Но, безусловно, с учетом монополии государственных СМИ, белорусский руководитель получил значительно больше политических дивидендов, чем оппозиция. Какая может быть изоляция от Европы, рассудит наш обыватель, если президент страны, входящей в ЕС, в разгар избирательной кампании приезжает в Минск.

Второй важный момент этого визита. Он произошел во время самого острого конфликта Белоруссии с Россией за всю историю существования независимого государства. До сих пор Запад занимал позицию нейтралитета в отношении белорусско-российского противостояния. Нынешний визит президента государства, входящего в ЕС, означает жест в поддержку Белоруссии и в пику Москве.

Вообще позиция Запада в отношении нашей страны претерпела серьезные перемены. Если на предыдущих президентских выборах США и ЕС поддерживали оппозицию, то сейчас, судя по всему, Европа ставит на действующую власть.

В этом смысле показательно очередное решение Совета Евросоюза продлить до 31 октября 2011 года санкции в отношении 41 высокопоставленного белорусского чиновника, включая Лукашенко, одновременно введя мораторий на их применение в отношении 36 человек. Это уже напоминает политический анекдот, дипломатический и правовой казус. Типа казнить нельзя помиловать.

Проблема в том, что начав диалог с официальным Минском, приняв Белоруссию в программу ЕС «Восточное партнерство», Европа попала в ловушку, стала заложником этой своей политики. Европейский союз не может отменить санкции без потери лица, ибо существенных демократических изменений в нашей стране не происходит.

Но и ввести эти визовые санкции в действие ЕС не может. Ибо в таком случае надо признать, что в Белоруссии ситуация с правами человека совсем плоха, и страну надо исключать из программы «Восточное партнерство». Однако тогда ставится под сомнение сама эта программа, терпит крах стратегия влияния ЕС на соседей, концепция усиления внешнеполитического веса Европейского союза.

Поэтому Брюссель и прибегает к такому анекдотическому дипломатическому выверту: вводит санкции и одновременно их замораживает. Но ведь смысл любого наказания состоит в неотвратимости возмездия за совершенные проступки. Однако если нарушения продолжаются, а санкции все время замораживаются, то они перестают выполнять и карательную, и воспитательную функцию, а превращаются в бумажного тигра.