Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ксения Драгунская: В России сегодня царит полный матриархат. Это трудно объяснить, но если бы вы жили в России, то прекрасно понимали бы это, поскольку все ключевые позиции занимают женщины. И прежде всего, в семье, потому что русские женщины очень стойкие. Они очень способные, трудолюбивые, умеют лучше адаптироваться. Как правило, русская женщина твердо стоит на ногах.

Мы дошли до того, что Сталин превращается позитивную фигуру из-за его победы в войне, а все остальное отодвигается на второй план. Больше у нас нет единой истории: в одной московской школе дети в разных классах учатся по разным учебникам истории.


Недавно Ксения Драгунская, представительница новой волны современных российский драматургов, была гостьей «Ателье 212», где присутствовала на первом чтении своей драмы «Ощущение бороды», которую в переводе Новице Антича ставит Миа Кнежевич на сцене «Петар Краль». Героев Ксении Драгунской играет Йована Гавриловвич, тамара Драгичевич, Миодраг Драгечевич, Владислав Михаилович, Йован Белоброкович.


Кроме того, недавно Ксения Драгунская, дочь Виктора Драгунского, классика русской детской литературы, стала гостьей второго сезона Белградского фестиваля современной русской драмы, который прошел с девятого по 11 мая в культурном центре «Вук Караджич».


«Я всегда радуюсь, приезжая в Сербию. Нас тут любят, и это приятное ощущение. Меня удивляет, что в Сербию приезжает мало российских туристов, хотя это прекрасная страна».


Борка Голубович-Требешанин: В драме «Ощущение бороды» речь идет о сиюминутном желании, потребности менять мир, не думая о последствиях. Что же на самом деле кроется за подобным названием?


— Ксения Драгунская: Россия — страна чудес. В этом суть данной пьесы — в тайне этой страны и ее природы. Тайна скрывается в том, что в России никогда ничего не пропадает. Действие драмы «Ощущение бороды» разворачивается в начале 2000-х годов в деревне в болотистой местности. В пьесе участвуют бок о бок все: и живые, и мертвые, и те, кто еще родится. Даже жив староста, которому еще в 1918 году отрубили голову. Живы все, все присутствуют, и все взаимосвязано. Конечно, это пьеса о неразрывной связи между прошлым, современностью и будущим, о твердости, русской константе, которая была и будет.


— Процитируем русскую пословицу «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Что вы как председатель комиссии по драматургии Союза театральных деятелей РФ можете сказать о пути, по которому идет современная русская драматургия?


— К счастью, она еще процветает, хотя, разумеется, всегда есть те, кто жалуется. Прежде всего, не хватает средств, но, несмотря на это, ощущается постоянно движение, творческий энтузиазм. Есть много писателей и разных жанров. Проводится много тематических фестивалей, посвященных исключительно современной русской драматургии, что очень хорошо. Сейчас в России существует более десяти фестивалей и конкурсов, ориентированных исключительно на современную русскую драму. В финансировании региональных фестивалей участвуют местные власти, и, конечно, в их организации и стимулировании современной русской драматургии помогает Министерство культуры. Есть и одна загвоздка: они поощряют написание драм, но не их постановку в театрах. И это проблема, правда, с другой стороны, навязывать текст театрам тоже нельзя.


— Гоголь, Толстой, Чехов — русская драма пронизана их духом. Как современные русские авторы относятся к литературному наследию, истории?


— Сейчас в России сложилась очень сложная и щепетильная ситуация, если говорить об истории. Каждый толкует ее по-своему. К примеру, мое поколение учили тому, что движение декабристов было явлением позитивным, а теперь оказывается, что их роль была негативной. Нас учили, что красноармейцы были людьми положительными, а теперь они опять-таки получаются не слишком позитивными. Правда, только в современной трактовке некоторых историков. В том, что касается Ленина и Октябрьской революции, произошел просто коренной переворот по сравнению с прошлым. Конечно, Ленин плохой. Почему? Потому что убил царя. Теперь это истолковывается так. Мы дошли до того, что Сталин постепенно превращается в позитивную фигуру из-за его победы в войне и военных заслуг, а все остальное отодвигается на второй план. У нас больше нет и единого учебника истории. В разных регионах, городах учат по разным учебникам. А в одной московской школе даже дети в разных классах учатся по разным учебникам истории.


— В ваших пьесах затрагиваются проблема недостатка общения между людьми и причины того, почему мы все хуже друг друга понимаем. Как и почему мы оказались в таком положении?


— Раньше, я считала, что это плохо. Но после того как мне исполнилось 50, я поняла, что в этом нет ничего плохого. Теперь меня, наоборот, отягощает избыток коммуникации, и я уже даже не стремлюсь больше общаться. Мне кажется, хорошо, когда человек один. Я люблю быть одна, в мире своих фантазий, который, к сожалению, мне не удается воплотить. Должна заметить, что в России сегодня царит полный матриархат. Это трудно объяснить, но если бы вы жили в России, то прекрасно понимали бы это, поскольку все ключевые позиции занимают женщины. И прежде всего, в семье, потому что русские женщины очень стойкие. Они очень способные, трудолюбивые, умеют лучше адаптироваться. Как правило, русская женщина твердо стоит на ногах, а рядом с ней — инфантильный мужчина. И, по сути, она поддерживает этого инфантильного мужчину, тянет за собой, потому что так надо. Просто такова ее судьба. Хотя, должна заметить, семья уже становится пережитком прошлого, к сожалению. Семья — это уже некий предрассудок.


— Когда вы пишете свои пьесы, вроде «Пить, петь, плакать», «Единственный с корабля»… вы привязываетесь к своими героям, их характерам, судьбам, чувствам… И тем не менее о себе вы часто говорите, что одиноки?


— Так и есть. Я не люблю ходить пионерским отрядом, если говорить образно. Я не люблю быть частью группы и ходить строем. Конечно, у меня много друзей среди драматургов, людей театра, в особенности тех, кто принадлежит к творческой среде фестиваля «Любимовка», а это один из крупнейших фестивалей, а также близок к театру «Док», в котором поднимаются деликатные и щепетильные темы, затрагиваются болевые точки общества: проблема мигрантов, беженцев, людей, которые выходят на улицы, чтобы протестовать против нынешней власти. Некоторые из тех, кто участвовал в уличных демонстрациях, уже более трех лет сидят в тюрьме.


— Вы живете и работаете в Москве. Каков, по-вашему, образ современной России?


— Россия — большая страна. И хотя Москва живет сегодня в 21 веке, большие города остались в 20, а провинция — в 19. Я не могу объяснить почему — я не власть, но факт остается фактом. Малые города живут очень плохо, закрываются заводы, и я вижу похожую ситуацию у вас. Людям из небольших городов приходится оставлять свои дома и перебираться в большие города в поисках счастья, а это плохо. Москва, конечно, огромный город с 15-миллионным населением по официальным данным, а может и еще большим. Там постоянно что-то строят, каждый год реконструируют тротуары, и создается впечатление, что властям просто некуда потратить деньги, поэтому что-то постоянно обновляется. В то же время в каком-нибудь маленьком городке течет крыша в больнице, а пациенты не могут лечиться, потому что нет ни стационарных условий, ни лекарств. И, вероятно, главной чертой, характеристикой современной России является этот огромный разрыв между богатыми и бедными.