Репутация России как опасной для инвесторов страны на самом деле дает тем иностранцами, у которых хватает смелости инвестировать, преимущество, рассказал телеканалу CNBC директор по инвестициям компании Wermuth Asset Management Йохен Вермут (Jochen Wermuth).
Недавнее решение Москвы запретить экспорт пшеницы, принятое в результате рекордной жары, возобновило споры о России, как о месте для инвестиций, и критику произвольных действий правительства, совершаемых без оглядки на иностранных инвесторов.
«В России можно заработать больше денег из-за ее репутации и плохого пиара. Кажется, что Кремль наступает на демократию, и это очевидно плохо для бизнеса», - сказал Вермут.
«Компании стоят дешево, и из-за этого дискаунта приносят выручку в три-четыре, а иногда и в пять раз превосходящую вложения. Таким образом за 12 месяцев мы сделали 200 процентов прибыли, инвестируя в российские фирмы и международные компании, занимающиеся бизнесом в России», добавил он.
По словам Кристофера Гранвиля (Christopher Granville), управляющего директора по инвестициям в развивающиеся рынки компании Trusted Sources, некоторые комментаторы усмотрели в российском запрете на экспорт пшеницы иллюстрацию проблемы с непредсказуемыми решениями правительства.
«Я с этим не согласен, - заявил Гранвиль в разговоре с CNBC. – Мне кажется, что лучше напомнить себе о том, что Советский Союз был крупным импортером зерна, а сегодня Россия способна колебать своими действиями мировой рынок пшеницы – это полный разворот, отражающий глубокие перемены, произошедшие в стране».
Однако инвесторы продолжают беспокоиться о том, что происходит в России, после того как страной многие годы правил Владимир Путин и его личный ставленник Дмитрий Медведев.
Положительные тенденции в долгосрочной перспективе
Вслед за проведенной Кремлем национализацией ЮКОСа и заключением в тюрьму президента компании, репутация страны в глазах международных инвесторах начала резко падать. Впоследствии соглашения между BP и Shell и их местными партнерами были расторгнуты, а кроме того не стоит забывать о деле фонда Hermitage Capital.
Глава Hermitage Билл Браудер (Bill Browder) заработал целое состояние, инвестируя в российские компании, прежде, чем поссорился с властями, был изгнан и страны и столкнулся с тем, что его близкий друг и адвокат умер в российской тюрьме.
Браудер продолжает утверждать, что его компания пострадала от преступников, пытавшихся захватить его активы стоимостью в миллионы фунтов стерлингов, и говорит, что Россия – это криминальное государство.
Кремль оспаривает точку зрения Браудера, но, в глазах многих международных инвесторов, дыма без огня не бывает.
Однако Вермут, отвергающий страхи по поводу влияния государства, говорит, что в следующем десятилетии Россия будет хорошим новостным поводом, в то время как ее природные ресурсы способствуют экономическому росту в Китае и Индии.
«В Москве я чувствую себя гораздо свободнее, чем в Германии или Америке, и в России происходят перемены», - сказал он.
«Три года назад люди говорили о том, что Россия станет финансовым центром, и над ними просто смеялись, потому что даже визу в страну получить было невозможно», - добавил Вермут.
«Однако теперь Кремль усердно работает, чтобы открыть страну для бизнеса. Россия пытается создать свою собственную Кремниевую долину, демонстрируя попытки диверсифицировать экономику», - сказал он.
Гранвиль согласен с тем, что долгосрочные перспективы России положительны.
«Ключевой долгосрочной темой, с нашей точки зрения, является превращение Китая и особенно Индии в крупных импортеров продовольствия, - сказал он. – Россия и другие экспортеры (особенно Бразилия) получат от этого большую выгоду, и инвесторы должны искать возможности инвестировать в сельскохозяйственную отрасль России».
Инвестиционный фонд Prosperity Capital Management заработал за последнее десятилетие прибыль в размере 3000 процентов. Главный экономист компании Лиам Халлиган (Liam Halligan) рассказал CNBC в начале этого года, что ключом к инвестициям в России является терпение и знание местного рынка.
«Нельзя прилететь в Москву в среду, надеясь в пятницу уже вернуться в Лондон или Нью-Йорк с готовой сделкой», - сказал Халлиган.