Гислен Ватло (Ghislain Vathelot) был частью бума российского общества потребления в последние 15 с лишним лет: от первых йогуртов Danone на прилавках посткоммунистической России до новейших технологий в управлении московскими складами. Этот француз, для которого русский стал третьим иностранным языком, прибыл в Тольятти в возрасте 24 лет.

Главная улица большого поволжского города встретила его серостью. «Продуктовые магазины, торговый центр с маленькими точками без вывесок, импровизированный супермаркет на первом этаже дома», — вспоминает он.

Шел 1998 год. Окончивший Католический институт искусств и ремесел молодой французский инженер отправился на стажировку. Она должна была пройти в Германии, но его занесло в Россию, на пост специалиста в иностранном представительстве Danone, который тогда строил молокозавод в Тольятти.


Сегодня ему 43 года, и он живет в Москве с русской супругой и тремя детьми. Он пустился в новую авантюру и хочет сформировать совместное предприятие его российской консалтинговой компании Accentis и французской Generix, которая занимается разработкой приложений и информационных платформ для торговли. «Generix хочет начать работу в России и выделяет для этого средства, а я предлагаю им мои знания рынка», — объясняет Гислен Ватло, директор российского представительства Generix.

Они работают вместе уже два года, в частности на Leroy Merlin, FM Logistics и Nestlé. «Добившись успеха, мы захотели дальше развивать это направление, все продумано», — подчеркивает он. Вместе с ним в новую структуру войдут 15 из 20 сотрудников Accentis.

Как бы то ни было, ситуация сейчас — не самая лучшая. Дело в том, что Россия вот уже полтора года переживает рецессию. Вызванный обвалом цен на нефть экономический кризис еще больше обострился из-за введенных против Москвы санкций после войны на Украине и стал ударом по потреблению. В августе реальные доходы населения уменьшились еще на 8% в годовом исчислении. Розничные продажи упали примерно на 5%. И несмотря на слабые проблески подъема, российская экономика все еще буксует, а потребление семей оставляет желать лучшего. 


Но Гислена Ватло это не пугает: «Как ни парадоксально, это самый подходящий момент для формирования новой компании. Потому что российским розничным сетям, которые привыкли к легкому расширению в годы роста, теперь придется проводить оптимизацию для повышения эффективности. Мы же предложим им наш опыт». Его цель — подписать контракты с крупнейшими сетями в России.

Компания Accentis, которую они создали вместе с женой в 2007 году, уже работала с крупными операторами логистики, розничными сетями и агропромышленными предприятиями: «Лента», Х5, «Спортмастер», Henderson, AB InBev и Danone.

Дача и круассан с миндалем

Проработав на французскую компанию в России с 1998 по 2000 годы (он в частности участвовал в открытии ее крупнейшего в Европе завода), Гислен Ватло вернулся с Париж. Там он трудился на Danone еще полгода, а затем перешел в парижское представительство Kurt Salmon Associates (впоследствии Wavestone). Владея английским и немецким языками, он восемь лет участвовал во множестве международных проектов. В Европе, Японии и России.
Во время одной из поездок в Москву Гислен Ватло (он выучил «настоящий русский» на улицах Тольятти), решил там обосноваться. «Судя по всему, надолго!» — иронизирует он, отвезя детей в школу ранним утром.

Когда страна начинает его утомлять, он идет в одно из множества французских кафе и смакует круассан с миндалем. Как бы то ни было, после ухода из Kurt Salmon и создания Accentis его жизнь стала российской. Кстати говоря, летом он начал новый проект: строительство дачи в Подмосковье. Чтобы проводить там выходные в кругу семьи, вдали от общества потребления…