В годовщину уничтожения российского самолета потери в секторе туризма достигли миллионов. По состоянию на 24 ноября прошлого года Анталью посетили 2,8 миллиона российских туристов, а за аналогичный период этого года — 452 тысячи россиян. Из них около 432 тысяч приехали после возобновления чартерных рейсов 2 сентября.

После инцидента, связанного с уничтожением российского самолета 24 ноября 2015 года, многие двусторонние соглашения, в том числе и в сфере торговых отношений между Турцией и Россией, были разрушены. Российская Федерация ввела запрет на импорт многих видов продукции из Турции, в том числе овощей и фруктов, призвала российских граждан отказаться от отдыха в Турции и отменила чартерные рейсы.

Самую высокую цену заплатила Анталья


Самые тяжелые последствия санкций, введенных Россией после уничтожения самолета, ощутила на себе столица турецкого туризма, Анталья. С обнулением российского рынка, образующего около 30-35% общего туристического потенциала Антальи, туристический сектор, который всегда был локомотивом экономики города, столкнулся с тяжелым кризисом. В Анталье, которая в 2016 году пережила худший туристический сезон в своей истории, этот негативный эффект в похожей степени отразился и на 52 подотраслях.

За восемь месяцев — лишь 20 тысяч человек


После кризиса с уничтожением российского самолета многие гостиницы существенно снизили свои мощности, от персонала до дизайна и закупок пищевых продуктов. С 1 января по 31 августа 2016 года город посетили только около 20 тысяч российских туристов, в то время как в предыдущем году приехали 2,2 миллиона.

Извинения и подпись


После письма с извинениями, которое в июле этого года отправил президент Реджеп Тайип Эрдоган, кризис в отношениях России и Турции встал на путь нормализации. Тогда президент Эрдоган и российский лидер Владимир Путин, которые в последний раз до самолетного кризиса встретились на полях саммита лидеров G20 в Анталье, впервые поговорили по телефону. А первая личная встреча двух лидеров состоялась 9 августа в Санкт-Петербурге, через 268 дней после их контактов в Анталье. Процесс урегулирования двусторонних отношений, начавшийся с телефонной беседы лидеров, создал благоприятный эффект во многих секторах, прежде всего в туризме.

2 сентября был снят запрет


Запрет России на чартерные рейсы продолжался почти восемь месяцев. 28 августа 2016 года в соответствии с постановлением, подписанным премьер-министром Дмитрием Медведевым, Россия отменила запрет на чартерные перевозки. Первый чартерный рейс из российской столицы в аэропорт Антальи состоялся 2 сентября. После отмены запрета на чартерные перевозки поток российских туристов в город, который до этого времени посетили только 20 тысяч россиян, возобновился.

Со 2 сентября — 432 тысячи туристов


После запуска первого чартерного рейса состоялось больше двух тысяч чартерных перелетов. В целом за этот период в Анталью прибыли 432 тысячи российских туристов. До 30 ноября авиакомпании получили разрешения на более чем на 50 чартерных перелетов, а на период с 1 по 31 декабря — 79 чартерных рейсов. Из-за зимнего периода число рейсов упало до трех в неделю. На период с января по февраль уже сейчас были получены разрешения на 80 чартерных перелетов из разных городов России в Анталью.

С 24 ноября прошлого года потери — 84%


Судя по чартерным рейсам, которые уже были согласованы, ожидается, что к концу года количество российских туристов, посетивших Анталью, составит порядка 480-500 тысяч. В то время как до 24 ноября прошлого года число россиян, прибывших в Анталью, насчитывало 2,8 миллиона, за аналогичный период в этом году их количество упало на 84% и составило 452 тысячи.

День 24 ноября был катастрофой


Глава Федерации отельеров Турции (TÜROFED) Осман Айык (Osman Ayık), отмечающий, что Турция делает инвестиции в сектор туризма на российском рынке почти 25 лет, говорит: «Благодаря вкладу многих институтов и организаций мы достигли высокой прибыли, а 24 ноября в один миг перечеркнул 25-летние усилия. В некотором смысле этот день имел катастрофическое значение. Сейчас отношения снова восстанавливаются, и, судя по последним цифрам, мы за два месяца получили возможность быстро преодолеть последствия кризиса. Это показывает, что существующие отношения и структуры все еще очень живы и динамичны, а это вселяет в нас надежду. Если в дальнейшем решительные и рациональные подходы будут сохраняться, то сроки, о которых говорят сегодня, на деле будут гораздо короче. Мы сможем очень скоро вернуться к прежнему уровню».

Некоторые технические проблемы сохраняются

 

Осман Айык подчеркивает, что некоторые технические проблемы с Россией сохраняются, хотя со стороны кажется, что их нет. Айык, обращающий внимание на такие темы, как визовый режим, а также положение турецких туроператоров, работающих в России, отмечает, что технические проблемы по этим направлениям необходимо обсуждать. «Мы думаем, что, когда преодолеем все это, можно будет быстро приблизиться к показателям 2015 года. Но сказать, сколько времени это займет, мы не можем. Мы говорим о количестве. А если анализировать с точки зрения цены, нам понадобятся годы, чтобы увидеть на этом рынке цифры 2014 года».