Гражданские и военные вертолеты движутся здесь вдоль производственной линии. Медленная сборка вручную на впечатляющей площади, где на каждый аппарат требуется почти год работы. Перед этим были модернизированы цепочки, производящие несколько компонентов летательных аппаратов: на них установили японское, американское и швейцарское оборудование. Некоторые новые устройства заменили сразу 14 машин, поскольку, в конце концов, именно здесь частично разворачивается будущее российского военно-промышленного комплекса — его диверсификация в гражданский сектор благодаря экспорту. Такую задачу холдинг «Вертолеты России», производитель широкого спектра боевых вертолетов, поставил перед этим заводом в Казани, на Волге.


«Приоритетом является увеличение объема иностранных продаж наших гражданских летательных аппаратов», — заявил Сергей Детков, директор по развитию продаж холдинга «Вертолеты России». Это серьезное изменение, поскольку сегодня на долю военного сектора приходится 70% общего объема производства холдинга, который в прошлом году заявил, что представил 10% продаж вертолетов по всему миру, но более 20% пришлось на военный воздушный флот. «Из 450 вертолетов, которые мы экспортируем к 2025 году, более половины составят „Ансат"», — пообещал Сергей Детков, демонстрируя производственную линию этой универсальной облегченной модели.


Холдинг «Вертолеты России», который надеется получить европейскую сертификацию на этот аппарат, оснащенный канадским двигателем компании Pratt & Whitney, чтобы доказать свою конкурентоспособность покупателям в Азии и Южной Америке, пока подписал только один контракт с Китаем.


Конкурентоспособные цены


«Ансат», используемый российской армией, но теперь официально предназначенный для гражданского применения (предусмотрены перевозка семи пассажиров, VIP-версия, медицинская эвакуация и так далее), нацелен на новый рынок для холдинга, специализирующегося на тяжелых моделях: его мастодонт Ми-26 имеет грузоподъемность 20 тонн.


В секторе с высоким уровнем предложения холдинг «Вертолеты России» рассчитывает на цену на 20-25% ниже конкурентов, но «Ансат» рискует опоздать, уступив Bell и Airbus. Это также проблема будущего вертолета «Камов» Ка-62, оснащенного двигателями Safran и нацеленного на транспортировки над морем. После всех задержек он выйдет на перенасыщенный рынок.


На данный момент Казанский завод, насчитывающий 6,3 тысяч сотрудников (из общей сложности 40 тысяч во всем холдинге), в основном работает на производство тяжелой, вошедшей в историю модели Ми-8. Его клиентами являются в первую очередь военные, в основном российская армия, для которой завод запустил сборку новой версии своего внушительного аппарата Ми-38. «Ансат», Ми-8 и Ми-38 относятся к одной и той же производственной линии, оборудование для которой закупили на Западе до введения санкций, запрещающих передачу в Россию технологий для производства двойного (гражданско-военного) назначения.