Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Смерть Леха Качиньского как улыбка фортуны его брату

© REUTERS/Peter AndrewsБартья Лех (слева) и Ярослав Качиньские
Бартья Лех (слева) и Ярослав Качиньские
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До недавнего времени Ярослав Качиньский был тем политическим деятелем в Польше, которому меньше всего доверяли и которого не любили. Но после трагической гибели в авиакатастрофе его брата-близнеца президента Леха Качиньского и еще 95 человек, популярность Ярослава по данным опросов резко выросла.

ВАРШАВА, Польша. До недавнего времени Ярослав Качиньский был тем политическим деятелем в Польше, которому меньше всего доверяли и которого не любили. Но после трагической гибели в авиакатастрофе его брата-близнеца президента Леха Качиньского и еще 95 человек, популярность Ярослава по данным опросов резко выросла.

Это может сослужить ему очень важную службу, потому что  60-летний бывший премьер-министр стал кандидатом, баллотирующимся на президентский пост на смену своему брату. Досрочные выборы президента назначены на 20 июня.

Качиньский всегда был самым очевидным кандидатом на пост знаменосца правофланговой партии "Право и справедливость", которую он основал вместе с братом в 2001 году. Он железной рукой руководил этой партией, выталкивая любого потенциального соперника, бросающего вызов его лидерству. В результате в партийных рядах не осталось ни одной заметной фигуры, способной стать достойным кандидатом на президентский пост.

До авиакатастрофы, произошедшей 10 апреля, Качиньский вызывал противоречивые чувства в обществе, поскольку был причиной острой полемики, занимая в 2006-2007 годах должность премьер-министра. Он умудрился оскорбить большинство  своих политических оппонентов, а также нанести серьезный ущерб отношениям Польши с Россией, Германией и Евросоюзом, выступая с позиций своего старомодного национализма.

Его брат Лех был более мягким политическим деятелем, но его никогда не считали особо хорошим президентом. Хотя президент Польши это далеко не столь влиятельная и сильная фигура, как его коллеги из Франции и Америки, Качиньский ухитрился еще больше ослабить свои позиции. Сначала он шел на поводу у своего брата, когда тот был премьер-министром, а затем часто вступал в политические конфликты с нынешним премьером Дональдом Туском, проигрывая многие из них.

Но гибель Качиньского в авиакатастрофе 10 апреля существенно изменила отношение к нему. Погибнув на пути в Катынский лес, где Советы в 1940 году расстреляли тысячи польских офицеров, Качиньский вошел в пантеон польских национальных героев, несмотря на свою случайную смерть. По результатам опроса, проведенного организацией TNS OBOP за месяц до трагедии, лишь 27 процентов поляков считало Качиньского хорошим президентом, который справляется со своими обязанностями. А в результате опроса, проведенного после авиакатастрофы, выяснилось, что положительно своего бывшего президента оценивает 52 процента граждан страны.

То же самое произошло и с Ярославом Качиньским. По данным очередного опроса, проведенного организацией CBOS, он вошел в пятерку польских политиков, пользующихся наибольшим доверием. О своем доверии к Качиньскому заявило 42 процента респондентов, что свидетельствует о 13-процентном увеличении. Количество не доверяющих ему людей также резко сократилось. Сейчас недоверие к Качиньскому испытывает всего 28 процентов опрошенных – на 23 процента меньше, чем в прошлый раз.

Эта волна сочувствия и симпатий должна стать тем фундаментом, на котором Качиньский будет строить свою президентскую кампанию. Он уже ясно дал понять, что в своей избирательной гонке главное внимание сосредоточит на авиакатастрофе и гибели брата.

На прошлой неделе Качиньский сделал заявление, в котором объявил о выдвижении своей кандидатуры. Он сказал: "Трагически закончившаяся жизнь президента республики, гибель элиты патриотической Польши для нас означает одно: нам надо продолжать их дело".

Удивительно, что в тот день, когда Качиньский объявил о выдвижении своей кандидатуры, он не стал выступать публично, предоставив эту возможность руководителю своего избирательного штаба, приветливой и обходительной Яане Клюзик-Ростовской (Joanna Kluzik-Rostowska). Очевидно, Качиньский еще не оправился от потери брата и многих своих политических союзников. Но скорее всего, главная причина, по которой его решили не выставлять на первый план, заключается в том, что Ярослав обладает способностью очень быстро разжигать страсти в обществе.

Он уже сделал это в своем заявлении, попросив о поддержке "истинных поляков и истинную Польшу". Аналитиков встревожил этот пассаж, показавшийся им возвратом к сеющей распри риторике прошлого, когда он выделял своих сторонников, называя их истинными поляками, а своих политических противников сваливал в одну кучу, наклеивая на них ярлык врагов государства.

Качиньский может получить определенную помощь со стороны  государственной польской телевизионной компании, находящейся под контролем экзотической коалиции двух оппозиционных партий – "Право и справедливость" и "Демократический левый альянс". Эта телевизионная станция вела на протяжении недели национального траура свою трансляцию из центра Варшавы, где находится президентский дворец. Почти все люди, дававшие интервью ее корреспондентам, гневно осуждали средства массовой информации и правительство за то, что те не проявили должное уважение к покойному президенту.

Пока сдвиг в общественном мнении не превратил Ярослава Качиньского в фаворита предвыборного гонки. По данным опросов, первым идет спикер парламента и исполняющий обязанности президента Бронислав Коморовский, который также является  кандидатом на президентский пост от правящей партии "Гражданская платформа".

Но вполне возможно, что политическая фортуна, столь стремительно повернувшаяся лицом к Качиньскому, еще не перестала ему улыбаться.