Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Германия: что делать с беженцами?

© AP Photo / Giannis PapanikosБеженцы из Сирии на вокзале в Фессалониках
Беженцы из Сирии на вокзале в Фессалониках
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Европе обостряется беженский кризис, который Еврокомиссия назвала самым серьезным со времени Второй мировой войны. При этом Германия становится государством ЕС, на который приходится главный удар «беженской волны». По оценкам немецкого МВД, в этом году в Германию прибудет до 800 тысяч лиц, претендующих на получение убежища, что почти вдвое превышает показатель прошлого года.

В Европе обостряется беженский кризис, который Еврокомиссия назвала самым серьезным со времени Второй мировой войны. При этом Германия становится государством ЕС, на который приходится главный удар «беженской волны». По оценкам немецкого МВД, в этом году в Германию прибудет до 800 тысяч лиц, претендующих на получение убежища, что почти вдвое превышает показатель прошлого года. Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антонио Гутьеррес уже назвал неприемлемой ситуацию, когда основная тяжесть по приему мигрантов ложится на две страны Европы — Германию и Швецию.

Прием беженцев в таких масштабах — нелегкая задача. По данным вице-канцлера Зигмара Габриэля, в этом году правительству ФРГ придется выделить коммунам 3 миллиарда евро на покрытие расходов, связанных с приемом беженцев. Потребуется также до 150 тысяч дополнительных мест в центрах размещения. В связи с серьезнейшим беженским кризисом правительство, земли и коммуны Германии проведут в конце сентября экстренное совещание. Кроме того, региональные центры по трудоустройству требуют от государства выделить дополнительные средства, чтобы интегрировать беженцев и мигрантов на рынке труда.

Однако население, прежде всего в Восточной Германии, с недоверием и враждебностью встречает прибывающих. Имеются многочисленные случаи нападений и поджогов общежитий для беженцев. Особенно активно выступают против «гостей» праворадикальные движения, такие как дрезденская «Пегида». Хотя это движение пошло на спад, в интернете на его сайте по-прежнему свыше 150 тысяч абонентов. «Пегида» выкладывает в интернете шокирующие факты о беженцах, публикация которых немыслима в политкорректной официальной прессе ФРГ.

Негативно относятся к наплыву беженцев и власти самой консервативной немецкой земли — Баварии. Они предлагают значительно урезать «карманные деньги» для беженцев и заменить их продовольственными купонами и вещами. В первую очередь это касается мигрантов из бывшей Югославии, которая официально не считается зоной бедствия. По действующим в Германии правилам, первые 3 месяца (период рассмотрения заявки) беженцы бесплатно получают кров, питание, одежду и медицинскую помощь. Отдельная статья — 143 евро «карманных денег» на человека в месяц для покрытия личных потребностей. После выхода из приемников–распределителей беженцы получают от 287 до 359 евро на человека в месяц плюс 84 евро на детей в возрасте до 6 лет. Кроме того, они имеют право на получение социального жилья, которое оплачивают немецкие власти. В Баварии к этому правилу относятся строже, и беженцы в редких случаях покидают лагеря или общежития. В данное время в Германии развернулась активная дискуссия — стоит ли отменить наличные выплаты беженцам, поскольку это привлекает слишком много «экономических мигрантов». Министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер привел цифры, согласно которым совокупная стоимость услуг и денег, получаемых беженцами, превышает трудовые доходы в Албании, Боснии или Косово, где среднегодовой доход на душу населения составляет 3,5 тысячи евро в год.

Среди обсуждаемых в Бундестаге и федеральных землях предложений — сократить время рассмотрения запроса с нескольких месяцев до нескольких дней. На практике это предложение трудноосуществимо, поскольку чиновники физически не в состоянии обработать такое количество заявок. Кроме того, есть предложение незамедлительно отсылать назад мигрантов из балканского региона, который не считается зоной гуманитарной катастрофы. Эту инициативу поддержал министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер. По его мнению, Албания, Македония и Косово не опасны для проживания, а выходцы из этих стран — всего лишь экономические мигранты. Вместе с тем, на страны бывшей Югославии приходится почти половина прибывающих в Германию беженцев. Министерство внутренних дел Баварии сообщило о «громадных проблемах» на границе с Австрией. Ежедневно через эту страну в Баварию из Италии и Венгрии прибывают до двух тысяч беженцев, а за первые две недели августа их число составило около 23 тысяч человек.

Попытки остановить незаконную миграцию не приносят результата, хотя в Баварии в приграничные районы направлены дополнительные полицейские подразделения, которым удалось только в этом году задержать свыше 500 контрабандистов «живым товаром». Правоохранительные органы настойчиво требуют, чтобы правительство ФРГ оказало давление на другие страны ЕС с целью усиления контроля на границах. По их мнению, необходимо вновь ввести пограничный контроль. Таким образом, под вопрос ставится один из главных пунктов Шенгенского соглашения — свобода передвижения в рамках ЕС. Это связано с тем, что Греция, Италия и Австрия полностью открыли свои границы, чтобы перенаправить беженские потоки на север Европы. Австрийские пограничники практически не проверяют поезда с беженцами, которые направляются из Италии в Германию через территорию Австрии. И это объяснимо, поскольку беженские лагеря в самой Австрии переполнены. Поэтому беженцы спокойно садятся на поезд в итальянской Вероне и следуют транзитом через Австрию в направлении Мюнхена.

В этих условиях правительство Германии вновь подняло вопрос о справедливом распределении беженцев в рамках ЕС. Вице-канцлер Зигмар Габриэль назвал позором Европы тот факт, что государства Евросоюза не могут прийти к согласию по вопросу квот. Ряд стран, сказал Габриэль, потребительски относятся к ЕС и добиваются только экономической помощи, не принимая на себя никакой ответственности (имеются в виду, в первую очередь,  страны Восточной Европы и Балтии). Он напомнил, что наибольшее число беженцев приняли Германия, Швеция и Австрия. Одновременно Габриэль потребовал ужесточить закон о беженцах, чтобы не допустить роста социальной напряженности в самой Германии. В случае принятия такого закона, статус беженца смогут получать лишь выходцы из охваченных боевыми действиями стран, таких как Сирия. Другие же должны проходить отбор как гастарбайтеры и приниматься при наличии соответствующей квалификации.

Главную ответственность за беспрецедентный наплыв беженцев Германия возлагает на Италию и Грецию. Эти две страны, по мнению Берлина, обязаны согласно Дублинской конвенции ЕС обработать заявки новоприбывших и обеспечить их жильем и всем необходимым. Но вместо этого беженцев систематически пропускают без документов дальше в Евросоюз. Министр внутренних дел Баварии Йоахим Херманн и правительство Австрии намерены подать в этой связи жалобу в Европейский суд на Рим и Афины. Еврокомиссия занимает в этом вопросе осторожную позицию и советует воздержаться от судебных исков. Однако очевидно, что простые призывы руководства ЕС к общеевропейской солидарности уже не работают, а каждая страна озабочена сохранением внутренней стабильности. Сомнения Еврокомиссии понятны: Европа пока не в состоянии формально отказаться от главных идеологических постулатов — защиты прав человека и предоставления убежища всем, чья жизнь подвергается опасности. Еврокомиссар по вопросам миграции Димитрис Аврамопулос подтвердил, что Европа обязана предоставить убежище мигрантам и действовать достойно, в соответствии с «европейскими принципами». Однако, по мнению многих наблюдателей, отказ от этих принципов — всего лишь вопрос времени. В противном случае обрушение грозит всей европейской конструкции. Пока что Еврокомиссия проявила полную неспособность в деле решения беженского кризиса. В Брюсселе выдвигаются предложения, которые никак не затрагивают суть проблемы. Еврократы не желают признать, что возможности Европы по приему беженцев ограничены, и настало время непопулярных, но решительных действий. Практически провалилась инициатива с беженскими квотами для отдельных стран, ничего не слышно о силовых операциях против контрабандистов «живым товаром», которые организуют нелегальную транспортировку мигрантов. Немецкий МИД в этой связи заявил, что Европа борется с внешними симптомами болезни, в то время как подлинные причины миграционного нашествия лежат глубже.

Признаки серьезных разногласий в Евросоюзе налицо. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что «Европа должна принадлежать европейцам» и принял решение о сооружении защитной стены на границе с Сербией. Словакия согласилась принять 200 сирийских беженцев, но только христиан, а не мусульман. Со своей стороны, Италия и Греция обвиняют другие страны ЕС в нежелании разделить с ними всю тяжесть по приему беженцев. В особо тяжелом положении оказалась задавленная долгами Греция, где один только остров Кос превращается в сплошной беженский лагерь. В Греции беженцы не получают от властей вообще никаких денег. Для сравнения, в Великобритании они получают в неделю 35 фунтов (около 50 евро) на человека, а семья с двумя детьми — 148 фунтов (208 евро). Неудивительно, что беженцы так стремятся в Великобританию, однако туда намного сложнее попасть ввиду жесткого пограничного контроля. Довольно щедрые выплаты существуют и во Франции, где беженцы получают медицинскую страховку, а на одного человека выделяется 340 евро в месяц, если он не размещен в центре приема. Для живущих в общежитиях в зависимости от семейной ситуации выделяется от 91 до 718 евро в месяц. Но, несмотря на эти суммы, беженцы предпочитают Великобританию, поскольку там лучше шансы социальной адаптации и трудоустройства. Тем не менее, число вставших на учет в Великобритании беженцев относительно невелико в сравнении с Германией, оно составило в 2014 году 31 400 человек (пятое место в Евросоюзе). Это связано с островным положением Великобританиии, не входящей в Шенгенскую зону, и более рестриктивной иммиграционной политикой.

Что касается Германии, которая стала основной точкой притяжения для мигрантов, то здесь сложилась двойственная ситуация. Страна нуждается в рабочей силе и «молодой крови», учитывая демографический кризис и старение населения. Но речь идет о тех мигрантах, которые способны к интеграции на рынке труда и готовы принять европейские нормы поведения. На практике значительная часть прибывших стремится сесть на социальное пособие и жить за счет немецких налогоплательщиков. Это вызывает недовольство у многих немцев. Вместе с тем, немецкое общество боится любого обвинения в расизме и ксенофобии, что связано с памятью о Второй мировой войне. Поэтому антииммигрантские и ксенофобские движения не получили здесь такого размаха, как в других странах Европы. Политические элиты и СМИ Германии пытаются всеми силами навязать населению «позитивный образ» беженца и объяснить Михелю–обывателю, что помощь новоприбывшим — его «интернациональный долг». Очевидно, что такой подход не может сохраняться слишком долго, и консервативная Бавария демонстрирует либеральному Берлину необходимость более жесткой политики.