Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гетман Мазепа: без гнева и пристрастия (День, Украина)

© РИА Новости Александр Макаров / Перейти в фотобанкОпера Петра Чайковского «Мазепа» на сцене Государственного академического Большого театра СССР (ныне России)
Опера Петра Чайковского «Мазепа» на сцене Государственного академического Большого театра СССР (ныне России)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор статьи анализирует фильм Игоря Поддубного «Иван Мазепа. Назначаю тебя предателем» и заодно рассуждает, в чем суть предательства гетмана. По его словам, Мазепа был человеком эпохи Просвещения, он опередил свое время, просто ошибся в отношениях с Петром I. Зато он отстаивал независимость Украины, которую можно обрести только в противостоянии с Россией, уверен автор.

Фильм режиссера Игоря Поддубного «Иван Мазепа. Назначаю тебя предателем» показывает нам знаменитого гетмана с разных сторон. Это романтик, писавший замечательные стихи, человек, европейски образованный, можно сказать, человек эпохи Просвещения, которая на самом деле наступила в Европе уже после его смерти. Как знать, не о Мазепе ли думал Гоголь, когда создавал в «Страшной мести» образ старого колдуна. Как подчеркивается в фильме, судьбе Мазепы посвящали свои поэмы Байрон и Пушкин, великие европейские художники создавали его портреты. В фильме важную роль играют библиотеки, которые демонстрируют, сколь обширна литература о Мазепе не только на украинском и русском, но и на основных европейских языках. Для европейской традиции второй половины XVIII и XIX веков Мазепа был символом борьбы за свободу, тогда как в Российской империи, в СССР, да и в современной России преданный анафеме гетман стал символом самой подлой измены и предательства. Соответственно, в России «мазепинцы», трансформировавшиеся позднее в «петлюровцев» и «бандеровцев», — самые лютые враги российского государства, тогда как в Европе это просто сторонники государственной независимости Украины.

Поддубный задается вопросом, а можно ли называть Мазепу предателем и в чем суть его предательства. Для ответа на него режиссер углубляется во времена Богдана Хмельницкого, когда из-за войны с Польшей у гетмана возникла нужда отдаться под покровительство одной из соседних держав. Речь могла идти либо об Османской империи, либо о Московском царстве. Однако от турок, помимо государственной мусульманской религии, что означало неравноправное положение христиан в Турции, Хмельницкого отталкивало то, что там правители вассальных государств назначались и смещались (нередко с последующей казнью) исключительно по прихоти султана.

С Москвой же гетман рассчитывал заключить договор, гарантирующий права его и казаков. Договор в виде «переяславских статей» действительно был заключен, только обе стороны понимали его по-разному. Для Хмельницкого и стоявшей за ним казацкой старшины переход в подданство Москвы был всего лишь сменой сюзерена с не оправдавшего надежд польского короля на московского царя. При этом вассал-гетман всерьез полагал, что сохраняет все свои прежние права, в том числе право на дипломатические отношения с другими странами, что, разумеется, не исключало поиск новых сюзеренов в случае, если московский царь окажется не лучше польского короля. А он-таки оказался много хуже, что предопределило попытку преемника Хмельницкого Ивана Выговского вернуться под протекторат Польши.

В Москве же присоединение Украины считали окончательным и бесповоротным и на гетмана смотрели как на одного из русских воевод. Московское самодержавие давно уже оставило всякие мысли о договорных отношениях со своими подданными и признавало только отношения господства и подчинения. На то, что гетман не назначается, а избирается казаками, Москве было глубоко наплевать. Этого Хмельницкий и казаки не понимали, когда отдавались под твердую руку московского государя. А Московское царство со своим ордынским наследием оказалось гораздо ближе к османской деспотии, чем виделось издали. И уже попытки Хмельницкого завязать отношения со шведами и трансильванским князем царскими воеводами трактовались как измена.

Мазепа же, как показывают приглашенные в фильм российские историки Татьяна Таирова-Яковлева и Евгений Анисимов и украинский историк Сергей Павленко, сначала был верным сторонником царя Петра и его реформ, надеясь, что приобщение Московского царства к европейской культуре благотворно скажется на положении Украины, и с точки зрения старшины и казаков был слишком промосковским. В то же время Поддубный не скрывает, что Мазепа был именно политиком и очень часто не следовал в своем политическом поведении нормам христианской морали, что, впрочем, характерно для подавляющего большинства политиков во всем мире (иначе очень трудно быть успешным политиком). Поддубный приводит характерный пример. Турецкий султан, в чьих владениях Мазепа нашел приют после полтавского разгрома, отказался выдать гетмана Петру, хотят тот предлагал за голову гетмана 300 тысяч червонцев золотом, и мотивировал свой отказ тем, что Коран запрещает выдавать человека, попросившего убежища. А вот сам Мазепа, заманив белоцерковского полковника Семена Палия, руководившего антипольским восстанием на Правобережной Украине, к себе в гости, шесть дней с ним пировал, а потом пьяного связал, заточил в батуринскую тюрьму, а затем отослал в Москву, где Палия ждала ссылка в Сибирь.

И гетману очень долго удавалось сохранять как хорошие отношения с царем Петром, так и поддержку казачьей старшины, хотя доносы на него сыпались как из рога изобилия. На какое-то время Мазепе удалось объединить основную часть Украины, став гетманом обеих берегов Днепра. Но с Петром Мазепа крупно ошибся и слишком поздно осознал свою ошибку. Ошибся не только в том, что рассчитывал на помощь царя в объединении Украины, тогда как Петр склонялся оставить правобережье Днепра своему союзнику Августу Саксонскому. Главное было в том, и это хорошо показано в фильме, что для первого российского императора Украина как самостоятельный субъект не существовала вовсе, а была всего лишь одной из многочисленных провинций империи. И подобное отношение к Украине сохранятся в России вплоть до наших дней как со стороны властей, так и в общественном мнении. Поэтому и на независимость Украины стараются смотреть как на некое геополитическое недоразумение.

Петр в любом случае собирался лишить Гетманщину реальной автономии и распространить на ее территорию московские порядки. И это, как доказывается в фильме, произошло бы совершенно независимо от того, перешел Мазепа на сторону шведского короля или нет. Также опровергаются мифы о том, что Мазепа в течение многих лет готовил свою измену и будто бы успел заключить договор с прошведским королем Польши Станиславом Лещинским. Зато приводится текст подлинного договора, заключенного гетманом с Карлом XII, из которого однозначно следует, что Швеция признавала независимость Украины. К переходу же Мазепы на сторону Швеции привел целый ряд событий. Прежде всего Мазепа осознал, что только в союзе со Швецией есть шанс сохранить украинскую независимость. А то, что царь Петр — главная угроза Гетманщине, он понял по целому ряду признаков. Тут и ссора с фаворитом Петра Меньшиковым. Этот безродный «полудержавный властелин» (по мнению Евгения Анисимова — любовник царя) смотрел на избранного гетмана почти как на холопа. Тут и знаменитый эпизод с угрозой Петра таскать гетмана за усы, отразившийся в пушкинской «Полтаве». Тут и отказ Петра прислать на помощь Украине десять русских полков для противодействия шведам. Этот отказ, как подчеркивается в фильме, с точки зрения Мазепы нарушал основополагающий принцип, согласно которому сюзерен обязан защищать своего вассала.

Наконец, последней каплей стал приказ Петра проводить в Украине тактику «выжженной земли». Казаки сжигать свои города и села отказались, и гетман понимал, что будет немедленно свергнут, если попробует провести петровский приказ в жизнь. Начиная с восстания Хмельницкого в Украине более полувека не прекращались войны. Страна была предельно истощена и опустела. Если во времена Хмельницкого украинская армия побеждала польскую армию, одну из сильнейших тогда в Европе, или по крайней мере сражалась с ней на равных, если Выговский еще в 1659 году мог разбить под Конотопом главные силы русской армии, то уже в Полтавской битве украинские казаки, сражавшиеся с обеих сторон, выполняли лишь вспомогательные функции. Мазепа понимал, что Украина может обрести независимость только в союзе с кем-то из великих держав того времени, причем Россию пришлось из числа союзников исключить. А то, что Швеция Великую Северную войну проиграет, гетман тогда вряд ли предполагал. И если даже предполагал, выбора у него все равно не было.

Как отмечается в фильме, после полтавского разгрома казалось, что независимость Украины утрачена навсегда. Мазепа был последним действительно самостоятельным украинским гетманом, все последующие гетманы были лишь марионетками, которых по команде из Петербурга можно было сместить в любой момент. Иван Степанович, пытаясь создать сильное и самостоятельное украинское государство, значительно опередил свое время. Трудно было себе представить, что после его смерти движение за независимость Украины когда-нибудь возродится. Поэтому возникновение Украинского государства в 1918 и в 1991 годах выглядело настоящим чудом. И сегодня справедливо то, в чем украинцы убедились еще во времена Мазепы. Независимость Украина может обрести только в противостоянии с имперской Россией, и для ее сохранения нужна поддержка со стороны западных держав. Такой поддержки не было в 1918-1920 годах и тем более в 1944-1945 годах. Но после 1991 года она появилась, что и позволяет до сих пор, пусть не без потерь, сохранять независимость Украины, несмотря на посягательства северного соседа.