Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что может дать «перезагрузка» отношений с Россией

© Reutersкнопка перезагрузки
кнопка перезагрузки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Удачный рейд на укрытие Усамы бин Ладена продемонстрировал нам, среди прочего, важность сотрудничества с Россией. Москва не хочет провала Америке в Афганистане, так как это имело бы для нее тяжелые последствия. Тем не менее, Россия исходно не вносила ощутимого вклада в международную операцию в Афганистане.

Удачный рейд на укрытие Усамы бин Ладена продемонстрировал нам, среди прочего, важность сотрудничества с Россией.

До недавнего времени Пакистан полностью контролировал снабжение американских и союзных им войск в Афганистане. Лишь небольшая часть многочисленных военных грузов доставлялась по воздуху с севера – через Киргизию. Пакистанское руководство пользовалось своей фактической монополией, чтобы в изобилии получать от Вашингтона и ограничивать операции Америки в районе ненадежной границы между Афганистаном и Пакистаном.

Москва не хочет провала Америке в Афганистане, так как это имело бы для нее тяжелые последствия. Тем не менее, Россия исходно не вносила ощутимого вклада в международную операцию в Афганистане. Все изменило создание Северной распределительной сети, ставшей главным продуктом перезагрузки отношений между Вашингтоном и Москвой. Эта сеть позволяет перебрасывать в Афганистан людей, технику и грузы в обход Пакистана. Ее краеугольным камнем служит Россия. Самолеты американских ВВС круглосуточно осуществляют транзит через российское воздушное пространство, а американские грузы постоянно текут в Афганистан через среднеазиатские республики по российской железнодорожной сети. На сегодняшний день северный маршрут даже важнее пролегающего через Пакистан южного.

После того, как Пакистан лишился монополии на транзит, Вашингтон смог расширить свои операции против террористов внутри страны. Это позволило ему шире использовать вооруженные беспилотники, наносить наземные удары через границу и, наконец, проникнуть вглубь страны и взять штурмом городское убежище бин Ладена. Если бы Пакистан по-прежнему контролировал поставки, отдал бы Вашингтон такой приказ? Может быть, да, а может быть, нет.

Россия напрямую не участвовала в убийстве бин Ладена, и в этом тоже заключен определенный урок. Выгоды хороших отношений между великими державами зачастую бывают косвенными и иногда даже непредвиденными. Между тем Россия остается великой евразийской державой, обладающей обширной территорией и немалым влиянием. Соединенным Штатам основанные в целом на сотрудничестве отношения с Россией полезны, так как они создают новые возможности и отчасти развязывают руки при принятии решений. Без них политика Америки сталкивалась бы с серьезными ограничениями.

То же самое — и даже в большей степени — относится и к самой России. Хорошие отношения с Соединенными Штатами открывают для Москвы множество дверей. Они позволяют России быть признанной в мире после холодной войны как нормальный участник глобальной политики. Косвенные и непредвиденные возможности для России в данном случае намного перевешивают любые краткосрочные уступки.

Разумеется, я не утверждаю, что Россия и Соединенные Штаты являются или могут стать полноценными союзниками или партнерами во всех возможных сферах. Между государствами и обществами двух стран сохраняются и будут сохраняться серьезные расхождения. Обе стороны должны осознать границы своих сравнительно немногочисленных взаимных интересов, и одновременно понимать выгоду отсутствия взаимного антагонизма. Американская политика по отношению к постсоветской России слишком часто страдала от иллюзий и нереалистических ожиданий. Впрочем, в другие моменты она точно так же страдала от восприятия, сформировавшегося в годы холодной войны, и нежелания признавать тот факт, что у России есть свои законные интересы, которые отличаются от наших.

Секрет удачного сотрудничества великих держав заключается в том, чтобы не ограничиваться областями взаимных интересов, но развивать отношения и в тех сферах, где интересы сторон дополняют друг друга. При этом жертвовать собственными интересами без необходимости не следует. Подобный процесс требует реализма и диалога, свободного от устаревших предрассудков.

В Вашингтоне и в Москве есть сторонники недружественной — даже враждебной - политики по отношению к другой стране, основанной фактически на привычке. Эти люди могут указывать на разочаровывающие итоги прошлых попыток сотрудничества и доказывать, что лучше действовать в одиночку, чем идти на компромиссы со старым противником по холодной войне. Издержки такого подхода они не осознают или отказываются признавать.

Без серьезного улучшения американо-российских отношениях у нас не было бы Северной распределительной сети. Без нее у Соединенных Штатов было бы меньше вариантов выбора и возможностей вести охоту за бин Ладеном. Обеим странам пошел на пользу успех операции против лидера террористов, хотя Россия и не участвовала в ней напрямую.

Простой, но необходимый урок, который должны извлечь из этого Вашингтон и Москва заключается в том, что сотрудничество приносит возможности, в то время как отсутствие сотрудничества ничего не приносит.

Э. Уэйн Мерри - старший научный сотрудник Американского совета по внешней политике, бывший американский дипломат с опытом работы в России и бывший сотрудник Пентагона.