Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Азартные игры: новый русский бизнес?

Пройдет еще немного времени, и инвесторы смогут делать свои прямые ставки на российскую индустрию азартных игр

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По причине роста стоимости лицензирования и приобретения оборудования, а также изменения вкусов потребителей, становящихся более придирчивыми, фирмам, действующим в сфере азартных игр, нужен капитал для расширения на этом быстро растущем рынке. В условиях, когда на сегодняшний день в Москве нет нехватки в инвестиционных банках, это может привести к тому, что в будущем и последующих годах все большее количество компаний начнет выставлять свои акции на публичных биржевых торгах.

Инвестирование денежных средств в Россию всегда было рискованным предприятием, похожим на азартную игру. Однако вскоре и сами азартные игры станут там сферой вложения капитала.

Американские инвесторы привыкли к тому, что акции казино и компаний-изготовителей игровых автоматов продаются и покупаются на биржах вот уже десятилетие. Среди них такие как 'Harrah's Entertainment' (сокращенно HET), 'MGM Mirage' (MGM) и 'International Game Technology' (IGT). Однако в такой все еще развивающейся стране как Россия на бирже доминируют нефтяные и горнодобывающие компании, что подвергает тамошних инвесторов рискам изменчивого сырьевого рынка. Международные инвестиционные компании и банки, заставляющие деньги работать, жалуются, что в этой гигантской стране недостаточно крупных, зарегистрированных на бирже фирм, занимающихся развитием сферы потребления. Там фигурируют акции нескольких банков, телекоммуникационных компаний, компаний, занятых в продовольственной сфере и сфере розничной торговли, но в 2006 году следует ожидать появления на бирже акций, по крайней мере, одной фирмы, чей бизнес относится к сфере азартных игр.

В прошлом году по сравнению с 2002 годом доходы индустрии азарта выросли на 160 процентов до уровня 4,2 миллиарда долларов, и аналитик из 'Renaissance Capital' Наташа Загвоздина считает, что к 2007 году они увеличатся еще на 80 процентов до объема в 7,5 миллиарда долларов. В настоящее время на душу населения в России приходятся жалкие 39 долларов, которые потрачены на азартные игры, что намного ниже среднемирового показателя в 310 долларов.

И дело не в том, что россияне более добродетельны, чем большинство из нас. Причина состоит в том, что до недавнего времени у них не было денег для прожигания жизни. Поэтому по мере того, как Россия пробирается навстречу капитализму, главная причина для роста индустрии азарта вполне стандартна и ожидаема - рост личных доходов. И местные частные компании, занятые в этом бизнесе, стремятся развиваться за пределами Москвы, на долю которой в настоящее время приходится 45 процентов данного рынка. Они хотят идти в обширные российские регионы, где у потребителя пока нет больших возможностей, чтобы разбрасываться деньгами в залах игровых автоматов и тому подобных заведениях.

'Многие из этих компаний действительно нуждаются во внешнем финансировании', - отмечает Загвоздина. По ее словам, по причине роста стоимости лицензирования и приобретения оборудования, а также изменения вкусов потребителей, становящихся более придирчивыми, этим фирмам нужен капитал для расширения на этом быстро растущем рынке. В условиях, когда на сегодняшний день в Москве нет нехватки в инвестиционных банках, это может привести к тому, что в будущем и последующих годах все большее количество компаний начнет выставлять свои акции на публичных биржевых торгах.

Загвоздина добавляет, что первой компанией, способной сделать такой шаг, может стать 'Ritzio Entertainment Group', и это может произойти уже в 2006 году. Комментарий от представителей 'Ritzio' к моменту публикации статьи нам получить не удалось. На этом довольно фрагментированном рынке - а на долю пяти основных игроков в сфере игровых автоматов приходится его 40 процентов - к ключевым местным компаниям индустрии азарта относятся такие, как 'Jackpot', 'Storm International', 'Rio' и 'Golden Melon' (Кстати, 'Renaissance Capital', являющийся инвестиционным банком, может в перспективе принять участие в приобретении акций компаний, действующих на рынке азартных игр).

Однако пока большая часть инвесторов не решается напрямую играть в эти игры. 'International Game Technology', например, надеется в предстоящие три-пять лет продать в России от 15 до 20 тысяч игровых автоматов, однако это мелочь в сравнении со 160 000 машин, которые компания ежегодно продает по всему миру.

Что касается казино, Загвоздина полагает, что российский рынок, на котором 'однорукий бандит' захватил 86 процентов пространства, пока не готов к сверкающим заведениям карточной игры в стиле Лас-Вегаса, хотя рынок здесь развивается довольно быстро. Поэтому не следует ожидать, что 'Harrah's Entertainment' или MGM проявят большой интерес. Хотя, как показывает развитие событий, пройдет еще немного времени, и инвесторы смогут делать свои прямые ставки на российскую индустрию азартных игр.