Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кремль делает ставку на государственный капитализм

Национализация в России является абсолютной тенденцией

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Установив контроль над нефтяным сектором, государство берется теперь за другие отрасли экономики. Благодаря курсовой прибыли на финансовом рынке, эта стратегия приносит миллиарды долларов

Установив контроль над нефтяным сектором, государство берется теперь за другие отрасли экономики. Благодаря курсовой прибыли на финансовом рынке, эта стратегия приносит миллиарды долларов.

До сих пор понимание Владимиром Путиным экономики было по-деревенски простым. Российского президента интересовали внутренний валовой продукт, промышленная продукция или цены. Однако в последнее время глава Кремля все чаще рекомендует членам своего кабинета обращать внимание на фондовый рынок, когда они начинают сомневаться в своем экономическом курсе.

Дело в том, что индекс РТС, являющийся индексом Доу Джонса России и стартовавший десять лет назад примерно с уровня 100 пунктов, на сегодняшний день вырос до 1400 пунктов. И дают их, прежде всего, концерны, контролируемые государством, такие, как газовый монополист "Газпром", которому индекс присваивает один рекорд деловой активности за другим, - а правительству приносит миллиардные доходы. Поскольку Кремль уже давно является на фондовом рынке самым крупным игроком.

Национализация в России является абсолютной тенденцией и по этой причине. После того как государство воцарилось в нефтегазовом секторе - только в нефтяном секторе его доля за один год увеличилась с шести до 30 процентов - оно теперь берется за авиа-и машиностроение, автомобильную промышленность, за горнопромышленные предприятия и атомную промышленность. Цель - создание национальных конгломератов, находящихся под государственным контролем, но приносящих через фондовый рынок доходы в кремлевскую казну. К рыночной экономике это имеет отношение лишь постольку поскольку.

Но существует метода. Согласно исследованию московского "Альфа-Банка", государственная доля в российской капитализации акций увеличилась с 2003 года с 20 до 30 процентов. Если два с половиной года назад государственный биржевой капитал оценивался в 48 миллиардов долларов США, то сегодня - в 189,4 миллиарда. Планирующийся в этом году выход на фондовый рынок нефтяного концерна "Роснефть" может принести очередные 60 миллиардов долларов США.

При этом "Газпром" является чертежной синькой для всей российской экономикой. Государство держит 51 процент акций концерна, частные отечественные и иностранные инвесторы - 49 процентов. "Газпром" растет и растет, он увеличил свою долю в электроэнергетическом секторе, приобрел за 13 миллиардов долларов США нефтяной концерн "Сибнефть" и проглотил машиностроительную компанию ОМЗ. Биржевая стоимость предприятия увеличилась почти в два раза только за прошлый год.

Поэтому Министерство промышленности, совсем по этому великому образцу, заводит теперь речь об авиапроме, автопроме, машпроме и атомпроме. Модель бизнеса: целые отрасли объединяются в холдинг, в котором контрольный пакет акций находится в руках государства. Начало этому должно быть положено уже на этой неделе. Если ничто не помешает, Путин даст свое разрешение на создание государственного авиационного холдинга "Объединенная авиационная корпорация". В нем должны быть сосредоточены активы авиационной промышленности: компании МИГ, "Сухой", "Туполев", "Ильюшин", "Иркут".

Такие же планы у Путина есть в отношении автомобильной промышленности, находящейся в упадке. Там тоже должна появиться "корпорация", "которая займет большое место в иерархии мирового автомобилестроения с большим уровнем капитализации". В холдинг должны войти крупнейшие автомобильные заводы АвтоВАЗ ("Лада"), производитель грузовых автомобилей КАМАЗ и, возможно, производитель легковых и грузовых автомобилей ГАЗ ("Волга"), а также производитель джипов УАЗ. Основой новой автомобильной структуры должен стать государственный экспортер вооружений "Рособоронэкспорт".

В машиностроении Кремль, среди прочего, держит контрольный пакет акций в крупнейшей компании "Силовые машины", производящей турбины. Здесь тоже может появиться промышленный холдинг. О чем-то подобном говорит бывший премьер Сергей Кириенко, отвечающий за атомную промышленность. Правительство склонно к таким шагам даже в металлургии и других сырьевых отраслях. Так, согласно слухам, на прицел попали производитель титана ВСМПО-Ависма, крупнейший в мире производитель никеля и металлов платиновой группы, компания "Норильский никель", а также металлургическая и горнодобывающая группа "МЕТЧЕЛ". В данном случае речь идет об активах в размере 25 миллиардов долларов США.

Правда, стратегия при этом может оказаться иной. Но совсем неожиданной она не будет. В Российской государственной библиотеке в Москве в разделе докторских диссертаций можно обнаружить труд под названием "Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы в условиях формирования рыночных отношений". Автор диссертации - доктор Владимир Путин. В труде много говорится о расширении роли государства и о "коренном преобразовании экономики". Один из главных тезисов - правильное использование государством природных ресурсов создает предпосылки для того, чтобы Россия "в относительно короткие сроки стала одной из ведущих в экономическом отношении стран".

Без потерь сделать это невозможно. Поскольку поглощение в России предприятий со стороны государства является часто добровольным лишь условно. На непокорных предпринимателей натравливают прокуратуру и налоговиков, пока те не продадут свою собственность, иногда ниже своей стоимости.

Проигравшими при этом оказываются те, кого аналитики "Альфа-Банка" называют "группой инсайдеров": "Собственников и менеджеров, составляющих личную унию", то есть олигархов. Их доля на рынке снизилась с 38 до 21 процента. Нет ничего удивительного, ведь в прошлые годы за границу бежали такие миллиардеры, как финансовые инвесторы Борис Березовский и медиа-царь Владимир Гусинский. Другие, такие, как нефтяной барон Михаил Ходорковский, сидят в Сибири за колючей проволокой. Или заплатили за свою свободу миллиарды долларов, как Роман Абрамович, которому принадлежит футбольный клуб "Челси".

Но поскольку соотношение сил не изменишь, "Альфа-банк" советует в своем анализе "инвестировать на стороне государства". "Акции компаний, в которых государство имеет контрольный пакет акций или собирается приобрести его, являются в настоящее время лучшим объектом для инвестиций. Но это, впрочем, связано не с особо профессиональным управлением государственными концернами, а с тем, что они занимают место в стратегически важных и в данный момент прибыльных отраслях: "Они одновременно играют роль собственности и регулятора".

Кстати, западные компании почувствовали, особенно в последнее время, насколько проблематичным может быть сотрудничество с Кремлем. Концерну Siemens было отказано в приобретении компании "Силовые машины", производящей турбины. Немецкий концерн является теперь всего лишь скромным "младшим партнером". "Роснефть" не допустила участия французского нефтяного концерна Total в освоении новых месторождений. А российско-британский концерн ТНК-ВР предложил "добровольно" контрольный пакет своих акций крупнейшего газового месторождения в мире в Ковыкте в Восточной Сибири "Газпрому" после того, как сильное давление оказал Кремль.

Между тем, Всемирный банк с учетом подобных случаев тоже настойчиво предостерегает от очень большой монополизации российской экономики. Недавно он дал государству в своем рейтинге самую плохую оценку среди всех предприятий в России. Государство неэффективно и не придает никакого значения прозрачности. Владимир Мау, ректор Российской академии экономики и бывший советник Кремля, даже говорит о возврате к старым временам. "Государственный контроль над командными высотами в экономике является моделью, которая была характерной для большевистских представлений о капитализме в первой половине 20 годов", - пишет он. Сегодня встает вопрос, насколько эффективной может быть разработанная в период индустриализации модель сегодня.