Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Прощайте, атеисты, россияне вновь открывают для себя веру

Сегодня верующими себя считают 84% россиян, при СССР таких было только 34%. Кремль благословляет это возрождение

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Восемьдесят четыре процента называют себя 'верующими': религия, как и цены на сибирский газ, неуклонно и стремительно идет вверх. Это исчерпывающим образом доказывают данные опроса, оглашенные вчера ВЦИОМ: когда 17 лет назад СССР распался, всего 34% граждан признавало, что верит в Бога. Кремль с одобрением относится к возвращению 'опиума для народа': Православная Церковь переживает бурное возрождение благодаря культу российской идентичности, любимому коньку Путина

Восемьдесят четыре процента называют себя 'верующими': религия, как и цены на сибирский газ, неуклонно и стремительно идет вверх. Это исчерпывающим образом доказывают данные опроса, оглашенные вчера ВЦИОМ (Всероссийским центром по изучению общественного мнения): когда, 17 лет назад, СССР распался, всего 34% граждан признавало, что верит в Бога. Кремль с одобрением относится к возвращению 'опиума для народа': Православная Церковь переживает бурное возрождение благодаря культу российской идентичности, любимому коньку Путина. И прежде всего - благодаря щедрым государственным пожертвованиям: государство 'передает' Православной Церкви часть средств, полученных от акцизов на алкоголь и табак.

Чтобы понять эту громкую победу над Историей и над государственным атеизмом, достаточно будет пройтись по центру Москвы. Не по туристической Красной площади, над которой торчат разноцветные луковицы Василия Блаженного или колокольни семи соборов, находящихся за мощной кремлевской стены. Нет, отправьтесь лучше на Лубянку, печально известную как место, где располагалась штаб-квартира КГБ, репрессивного органа атеистического государства. Там, между огромным зданием, устрашавшим диссидентов, и соседним Политехническим музеем, сохранилась крохотная церквушка Софии Премудрости Божией. До 1991 года она служила пятому отделу КГБ 'проходным сооружением'. С 6 марта 2002 года здесь находится православный приход ФСБ, Федеральной внутренней разведки, ставшей наследницей КГБ и заплатившей из собственного кармана за восстановление здания и его религиозных функций, опровергнув тем самым старую поговорку о том, что шпион и святость несовместимы. Некоторые офицеры даже демонстрируют свою религиозность в обеденный перерыв, поскольку теперь это вполне политкорректно.

Да и сам Путин, бок о бок с мэром Москвы и с главой президентской администрации позади, возглавляет вереницу государственных лиц и олигархов из числа нынешней номенклатуры, который ежегодно отправляется на торжественную пасхальную службу в собор Христа Спасителя, разрушенный при Сталине и восстановленный в 2000 году. Но это еще не все. Чтобы достойно увенчать возвращение Бога в Москву, ФСБ, главой которой года-то служил Путин, решила, что ей нужен собственный покровитель. Святой воитель. Тот самый Александр Невский, которого обессмертил режиссер Сергей Эйзенштейн; князь, разбивший в 1242 году тевтонских рыцарей на льду Чудского озера. Он почитается в 12665 приходах Российской Федерации.

В понедельник, 18 декабря, в крошечную Софию Премудрости Божией прибыл патриарх Алексий Второй, чтобы освятить и благословить свежеотреставрированные фрески. Его приветствовал Николай Патрушев, глава ФСБ. Мало кто знает, что российским шпионам была посвящена специальная молитва. Она называется 'Великий князь Александр'. Визит Алексия II в этом смысле был очень показательным - фактически он являлся знаком любезности, потому что никогда прежде связи между Православной Церковью и Кремлем не были столь крепкими, как в последние месяцы, на волне вновь обретенной национальной гордости. В Москве была тысяча церквей. В 1989 году их оставалось не более 40. Десять лет спустя их было уже 300. Сегодня их 378, еще 90 строится, а 33 должны быть освобождены от 'арендаторов'. Батюшек в Москве насчитывается 1273 (плюс 510 дьяконов). В Москве и Санкт-Петербурге имеется два православных университета, в стране благополучно действует пять теологических академий, 37 духовных семинарий и 38 религиозных средних школ. Согласно вчерашнему опросу, 16% русских заявили, что они готовы защищать Церковь с оружием в руках, 'в случае, если ей будет нанесена обида'.

К примеру, в сентябре, впервые с 1917 года, школьники четырех областей - Белгородской, Брянской, Калужской и Смоленской, - обнаружили, что среди прочих предметов их ожидает урок 'православной культуры' (это бюрократический эвфемизм, позволяющий избежать словосочетания 'урок религии'). Этому эксперименту суждено быстро распространиться. Решение местных законодательных органов вызвало гнев мусульман, которые бурно протестовали: почему им можно, а нам нет? Верующие в Аллаха - меньшинство, но меньшинство заметное: согласно оценкам, их насчитывается от 14 до 23 миллионов - иначе говоря, они составляют от 10 до 16 процентов населения России. Совет Муфтиев объявил, что потребует от Кремля, чтобы аналогичная мера была принята в регионах Кавказа, чтобы в школах там было введено изучение ислама. Российская конституция (принятая в 1993 году) устанавливает светское государство и равенство всех церквей перед законом. Однако, несмотря на опросы, сохраняется (в особенности среди интеллигенции) и секулярная культура: введение урока религии в государственных школах вызвало немало дискуссий. Однако на телеканалах, обезличенных Кремлем, все чаще появляются длинные белые бороды Алексия II и его епископов, которые всегда стоят в первых рядах во время официальных церемоний.

Православная Церковь осудила проводившийся недавно московский гей-парад, она выступила с порицанием фильм 'Код Да Винчи', она поддерживала протесты против выступления Мадонны, а в апреле, в ходе последнего Собора, она принимала у себя многих видных деятелей - под лозунгом возрождения царского кредо 'православие, самодержавие, народность'. Эта формула не может не прийтись Путину по душе как способ укрепить новую национальную идеологию, ту, что подчинит себе долгую избирательную кампанию в преддверии президентских выборов-2008.