Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Перезагрузка» не поможет!

© РИА Новости / Перейти в фотобанкОбстановка в городе Ош
Обстановка в городе Ош
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Седьмого апреля этого года мир был слишком занят другими проблемами и не заметил российских отпечатков в перевороте, приведшем к свержению президента Киргизии Курманбека Бакиева. А ещё через несколько недель киргизы и узбеки на юге Киргизии едва не перегрызли друг другу глотки на почве межнациональной розни. Похоже, Москве гораздо лучше удается ломать, чем восстанавливать.


Седьмого апреля этого года мир был слишком занят другими проблемами и не заметил российских отпечатков в перевороте, приведшем к свержению президента Киргизии Курманбека Бакиева. А ещё через несколько недель киргизы и узбеки на юге Киргизии едва не перегрызли друг другу глотки на почве межнациональной розни. Похоже, Москве гораздо лучше удается ломать, чем восстанавливать.

Америка уже сталкивалась с этим явлением в Ираке: смена режима может привести к тому, что подспудно тлеющее социальное напряжение разгорается в бушующее пламя. Временное правительство Розы Отунбаевой не смогло, или не захотело защитить узбеков от нападения киргизского хулиганья, а по некоторым данным, и киргизской армии.

На юге Киргизии этнические киргизы, узбеки и таджики живут вперемешку; границы между тремя государствами были установлены в сталинскую эпоху и словно нарочно предназначены для поддержания постоянной напряжённости между разными этническими группировками.

Этот гнойник межнациональной розни расцвёл посреди плодородной Ферганской долины,  где сходятся границы трех стран. Узбекистану принадлежит ложе долины, киргизская территория занимает окружающие её горы, а Таджикистан захватывает устье долины, где из неё вытекает река Сыр-Дарья.

Узбекистан манипулирует поставками электричества и газа в Таджикистан. И, явно в ответ на план Душанбе погубить реку Вахш в её нижнем течении, идущем в Узбекистан, Ташкент, по сообщениям, блокировал железнодорожное сообщение через территорию Таджикистана.

Три эксклава узбекской территории, находящиеся за пределами границы Узбекистана, на территории Киргизии, поддерживают накал межнационального напряжения. Доступ к этим территориям, права выпаса и вода – вот проблемы, приведшие в последние недели к столкновению киргизов и узбеков.

Кроме того, при том, что внутреннее Аральское море пересыхает, целая область превращается в засушливую зону, которая уже не сможет прокормить нынешнее количество населения, что дополнительно усиливает напряжённость. Напомним тажке о близости региона к Афганистану, газо- и нефтепроводам, богатым природным ресурсам, путям наркоторговли; не забудем организованную преступность и потенциальную угрозу мятежа радикальных исламистов. Смесь, достойная внимания шести крупнейших держав и развивающейся державы регионального масштаба, Узбекистана.

В связи с расположением военных баз в нескольких милях от столицы Киргизии Бишкека больше разговоров было со стороны России и Америки; однако продолжение присутствия США в регионе не гарантировано.

Тем не менее, Вашингтон, одурманенный своей идеей «перезагрузки» отношений между США и Россией, пытается координировать с Москвой свою киргизскую политику. Он предложил Бишкеку 10 миллионов долларов гуманитарной помощи и призывает к проведению расследования недавних событий на юге Киргизии – явный признак того, что правительство Обамы не знает, что делать.

Россия усилила свою военную базу подразделением воздушного десанта численностью пятьсот человек и отправила Отунбаевой в помощь подразделения охраны правопорядка. Но воздержалась от введения миротворческих войск, о котором она просила. При длинных маршрутах доставки и обескровленной армии Москва не хочет рисковать возможным столкновением с узбекскими вооружёнными силами.

Сильный, по меркам Центральной Азии, Ташкент, которому досаждают постоянные беспорядки на юго-восточной границе и необходимость защищать своих соотечественников от преследований киргизов, может воспользоваться конфликтом, чтобы перекроить границы и утвердить своё положение в регионе.

Растущее влияние Узбекистана не ускользнуло от Индии, которая естественным образом интересуется Пакистаном, Афганистаном и землями, лежащими вокруг. Нью-Дели строит военные связи с Ташкентом, сохраняя при этом в Таджикистане единственную свою военную базу за пределами собственной территории, авиабазу «Фархор».

Китай опасается, что беспорядки в Центральной Азии перекинутся на её беспокойный район Синьцзян. Непосредственно к северу от киргизско-казахстанской границы проходит газовый трубопровод мощностью 40 миллиардов кубометров. А проект железной дороги через Узбекистан-Киргизию-Китай, в котором заинтересованы также Турция и Иран,     предполагает, что часть железнодорожного пути будет проходить как раз через затронутые беспорядками районы Киргизии.

У Турции и Ирана свои интересы в этом регионе. Министр иностранных дел Турции, Ахмет Давутоглу, недавно посетил Казахстан для координации в оказании помощи Киргизии. Корабли турецкого фонда, везшие гуманитарную помощь, недавно подверглись столкновению с израильскими вооружёнными силами недалеко от берега сектора Газа. Иран, как и Индия, заинтересован в Пакистане, Афганистане и окружающих землях. Кроме того, в Тегеране есть элементы, которые только и ждут возможности, чтобы продолжить распространение исламской революции.  

До последнего времени радикальный ислам был изгнан из Средней Азии. Однако, если Киргизия превратится в несостоятельное государство, он, возможно, вернётся туда.

Такая геополитическая расстановка сил и неразрешённые напряжения будут способствовать сохранению в регионе беспорядков, по-прежнему привлекая к нему внимание крупных держав. Россия, возможно, не хочет и уж конечно не может восстановить то, что она сломала. Тем не менее, она остаётся крупным политическим игроком и не собирается сильно устраняться от стычек в Средней Азии. Заинтересованная в «перезагрузке» исключительно в свою пользу, Москва будет продолжать высказывать своё негодование по поводу американского влияния и, особенно, любой формы военного присутствия.

Единственный для Вашингтона приемлемый стиль поведения – не забывать о том, что Америка – великая держава, и вести себя соответственно: отставить пресловутую «перезагрузку», прекратить передавать свои интересы в Средней Азии по субподряду Москве и наладить активные дипломатические отношения с каждой центрально-азиатской страной, а также с некоторыми соседними державами.

Дэвид Смит – директор грузинского Аналитического центра по вопросам безопасности, (Тбилиси), и старший научный сотрудник Потомакского института политических исследований, (Вашингтон).