Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Крылья России: туманные перспективы для крупнейшего транспортного самолета «Руслан»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинский кризис ставит под сомнение будущее крупнейшего в мире транспортного самолета, Ан-124 «Руслан». Созданный на Украине самолет был одним из основных транспортных летательных аппаратов ВС РФ, его часто фрахтовали западные компании. Чтобы и дальше эксплуатировать самолет, необходимо сотрудничество России и Украины, однако сейчас это практически невозможно.

Кризис на Украине ставит под сомнение будущее крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-124 «Руслан». Спроектированный на Украине самолет был одним из основных транспортных летательных аппаратов ВС РФ, его часто фрахтовали западные компании. Он также использовался во время аварии на АЭС «Фукусима-1». Для продолжения эксплуатации и поддержания самолета необходимо сотрудничество России и Украины, однако в нынешней ситуации это практически невозможно.

Высокая эффективность. Используют и на Западе

В августе в аэропорту «Восточный» Ульяновска, который находится примерно в 900 километрах от Москвы, состоялось авиашоу. На взлетно-посадочной полосе стоял огромный Ан-124 (российской компании «Волга-Днепр»). В начале 2000-х годов было построено около 50 таких самолетов, 10 из которых принадлежат этой авиакомпании.

Ан-124 известен миру под именем «Руслан». Его длина около 70 метров, высота 21 метр. По размеру он близок к самому большому в мире пассажирскому самолету Airbus A380. Грузоподъемность «Руслана» составляет 150 тонн - первый показатель в мире.

Именно поэтому его фрахтуют различные иностранные компании, правительство Японии и западных стран, а также НАТО. В 2011 году Ан-124 перевез из Германии в Японию бетонные насосы весом около 60 тонн для охлаждения реакторов АЭС «Фукусима-1».

Грузовой отсек самолета настолько большой, что в нем может уместиться 3 площадки для бадминтона. Становится понятно, почему самолет мог перевозить такие крупные грузы, как искусственные спутники, вагоны метро и вертолеты. Отсек полностью герметичен, поэтому в нем можно перевозить людей.

Над грузовой частью расположены кабина и отсек, похожий на комнату. В кабине нет ЖК-панелей, поэтому она смотрится немного устаревшей. После распада СССР модернизация «Руслана» стала многолетней задачей, стоящей перед разработчиками, и я хорошо понимаю, почему до кризиса Россия и Украина старались развивать сотрудничество в этом направлении.
 
Безопасность. Зависимость России от Украины
 
Украинский кризис уже начал влиять на российскую армию и самолетостроение, так как обе эти области сильно зависят от Украины. Например, большинство вертолетов ВВС России, разработанных во времена СССР, используют украинские двигатели. В случае с «Русланом», на который полагаются вооруженные силы и российские авиакомпании, влияние Украины особенно велико. Самолет спроектировало и произвело украинское предприятие «Антонов». Вся технологическая и другая информация об Ан-124 собрана в этой компании. Только «Антонов» может гарантировать безопасную эксплуатацию этого самолета.

Тем не менее после кризиса правительство Украины стало ограничивать экспорт в Россию продукции, связанной с военной отраслью. Представитель авиакомпании «Волга-Днепр» говорит о том, что «это очень серьезная проблема».

Российская сторона остро реагирует на эту ситуацию. Присутствовавший на авиасалоне представитель российской авиаотрасли заявил журналистам, что «Россия прикладывает все усилия к тому, чтобы уйти от зависимости от Украины». Есть информация о том, что в период проведения авиашоу представители Минобороны, правительства и авиационной отрасли проводили неоднократные встречи с целью обсуждения мер по решению данной проблемы.

Эксперты пришли к выводу, что «Россия может эксплуатировать этот самолет своими силами, но остается проблема безопасности». Кроме того, было высказано мнение о том, что «поскольку вся проектная документация находится в предприятии «Антонов», только оно может предоставить гарантии для пролета «Руслана» над западной территорией. Сотрудничество с этой компанией является жизненной необходимостью». «Уход от Украины» - задача не из простых.
 
Украинская сторона: боязнь потерять клиента
 
«Антонову» также непросто разорвать отношения с Россией. Производство «Руслана» было прекращено в начале 2000-х, но и после этого стороны часто вели разговоры о его возобновлении.

Представитель предприятия Дмитрий Кива (71) с унынием говорит о том, что «с Россией мы планировали модернизировать самолет и получить большие заказы, но теперь вынуждены искать других партнеров».

«Руслан» является превосходным военным самолетом: он может перевозить баллистические ракеты, 3 танка или 900 солдат. Прекращение сотрудничества с Россией нанесет серьезный удар по «Антонову», поскольку ВС РФ являлись для предприятия важнейшим клиентом.

Несмотря на это корреспондент газеты «КоммерсантЪ» по Ульяновской области Сергей Титов (59) с оптимизмом заявляет, что «Украина и сейчас хочет продолжить сотрудничество». Чтобы провести модернизацию и возобновить производство «Руслана», Украине нужен российский рынок и капитал.

Фактически компания «Антонов» пытается продлить сотрудничество с российскими предприятиями, стараясь не привлекать при этом внимания. По информации «Волга-Днепр», в апреле этого года «Антонов» обеспечил их самолет технической поддержкой и гарантией с целью продления его летного ресурса.

В это время Россия уже объявила о присоединении Крыма, в связи с чем обострилась конфронтация с Украиной. Тем не менее «Антонов» провел сервисное обслуживание.

В настоящее время неизвестно, одобрят ли украинские власти дальнейшее предоставление России технической помощи компанией «Антонов». Судьба этой компании и «Руслана» зависит от того, чем завершится украинский кризис.