Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Stratfor (США): Обзор политики в области противоракетной обороны США станет поводом для усиления гонки вооружений

© flickr.com / Seth SchubertАмериканский ЗРК "Пэтриот"
Американский ЗРК Пэтриот
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Обзоре политики в области противоракетной обороны США предусмотрены военные проекты для обеспечения превосходства Соединенных Штатов над Россией и Китаем. Разработка и развертывание противоракетной обороны для противодействия двум другим великим державам будет нелегкой задачей, а прогресс в создании ПРО вызовет беспокойство у РФ и КНР, что приведет к глобальной гонке вооружений.

После многочисленных задержек Соединенные Штаты, наконец, опубликовали 17 января свой Обзор политики в области противоракетной обороны (Missile Defense Review). Этот документ вместе с Обзором ядерной политики (Nuclear Posture Review) и Национальной оборонной стратегией (National Defense Strategy), опубликованных год назад, формулирует геостратегическое направление Соединенных Штатов, а также состояние национальной обороны на фоне усиливающегося соперничества с другими великими державами — Россией и Китаем. В соответствии с двумя предыдущими документами, Обзор в области противоракетной обороны предусматривает предоставление большего количества ресурсов на реализацию проектов, усиливающих позиции Вашингтона в его соперничестве с Москвой и Пекином. Так, например, улучшенная система противоракетной обороны может предоставить Соединенным Штатам более широкий набор вариантов, если они смогут преодолеть технологические и бюджетные ограничения, однако очередной переход на новый уровень стратегического соперничества, вероятнее всего, лишь усилит гонку вооружений и вызовет недоверие друг к другу у великих держав.

Прощание с договорами об ограничении вооружений

Когда в 1970-е годы Соединенные Штаты и Советский Союз сели за стол переговоров и начали обсуждать вопросы, связанные с ограничением вооружений, противоракетная оборона находилась в списке их приоритетов. Опасаясь того, что более совершенные системы противоракетной обороны могут заставить обе страны разработать и развернуть для борьбы с ними еще большее количество баллистических ракет, стороны договорились ввести строгие ограничения относительно такого рода вооружений и в 1972 году подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Однако через 29 лет — по прошествии многих лет после развала Советского Союза и не очень многих лет после терактов 11 сентября 2001 года — администрация Джорджа Буша-младшего решила выйти из этого соглашения для того, чтобы иметь возможность укрепить защиту страны от потенциального ракетного нападения со стороны «государств-изгоев». Хотя Соединенные Штаты продолжали настаивать на том, что они ограничат инвестиции в противоракетную оборону, сам выход из Договора по ПРО нанес первый удар по наследию в области договоров по контролю над вооружениями эпохи холодной войны. Более того, выход Соединенных Штатов из договора по ПРО заставил преемника Советского Союза укрепить собственные стратегические вооружения.

В течение почти двух десятилетий, то есть, от момента выхода Соединенных Штатов из Договора по ПРО до опубликования последнего издания Обзора политики в области противоракетной обороны, используемые в этой области технологии были значительно усовершенствованы. В этот период Китай создал громадный арсенал баллистических ракет, и, кроме того, быстро расширяет другие свои возможности в военной области. Восхождение Китая и возрождение России привели к тому, что Соединенные Штаты постепенно стали смещать фокус внимания и переводить его с глобальной войны с терроризмом на соперничество с этими двумя великими державами. При рассмотрении этого сдвига в Обзоре политики в области противоракетной обороны делается особый акцент на разработке таких систем, которые будут способны противодействовать российским и китайским арсеналам, хотя происходящие изменения все еще формулируются с помощью того языка, в котором ядерное оружие представлено как основной элемент, сдерживающий Москву и Пекин.

Однако, несмотря на достигнутый прогресс с момента выхода Соединенных Штатов из договора по ПРО, разработка и развертывание сети противоракетной обороны, способной сдерживать другие великие державы, остается весьма сложной задачей. Ключевые проекты, указанные в Обзоре политики в области противоракетной обороны, — размещение современной системы датчиков в космосе, малозаметные истребители F-35 с оружием на борту, способным уничтожать межконтинентальные баллистические ракеты, а также возможное размещение перехватчиков на орбите Земли, — будут главной проблемой; при этом следует иметь в виду, что все они в ближайшие годы будут конкурировать между собой, а также вести борьбу за получение финансовой поддержки с другими важными проектами в военной области.

Кроме того, некоторые из этих проектов потребуют совершения значительного технологического скачка. Так, например, планы разработки оснащенных лазерами беспилотников, способных парить в воздухе вблизи пусковых установок и уничтожать запускаемые межконтинентальные баллистические ракеты на этапе их разгона, связаны с огромными технологическими сложностями. Не только беспилотники должны обладать большим полетным временем и иметь соответствующую защиту для преодоления вражеской противовоздушной обороны, но и его бортовой лазер должен быть достаточно легким для того, чтобы эти летательные аппараты были способны находиться в воздухе в течение всей операции, имея на борту подобного рода образцы современных технологий. Помимо вопросов, связанных с мощностью и надежностью, современные лазеры требуют значительного количества электрической энергии, в том числе для охлаждения, поэтому для их работы необходимо наличие дополнительного тяжелого оборудования.

Позиции Москвы и Пекина

Таким образом, Соединенные Штаты сталкиваются с серьезными препятствиями на пути к разработке более всеобъемлющей глобальной сети ПРО, и при этом предпринимаемые Вашингтоном усилия уже вызывают серьезную озабоченность в России и в Китае. В конечном счете само выживание арсеналов ядерного сдерживания этих двух великих держав поставлено под угрозу. С учетом высоких ставок, у Москвы и Пекина не будет другого выбора, они будут вынуждены исходить из того, что Соединенные Штаты смогут добиться значительного прогресса в реализации своих планов, поскольку сейчас нет гарантий того, что в ближайшие годы не будет совершен технологический прорыв в области ПРО.

И Россию, и Китай беспокоит тот факт, что противоракетная оборона и не должна быть особенно надежной или эффективной для того, чтобы подорвать ядерное сдерживание этих государств. Москва и Пекин опасаются, что усовершенствованные возможности Соединенных Штатов в области наступательного удара позволят Вашингтону уничтожить значительную часть их ядерных арсеналов в результате первого удара. Если к этому будет добавлена эффективная противоракетная оборона, то Соединенные Штаты теоретически получат возможность не только уничтожить большую часть китайского или российского ядерного арсенала, но и использовать затем свою систему противоракетной обороны для перехвата любых сохранившихся и запущенных в ответ ракет.

Это не означает, что Соединенные Штаты намерены нанести первыми ядерный удар по России или по Китаю. Такого рода разрушительная атака, — даже если ее цели будут достигнуты, — окажется страшной катастрофой для Соединенных Штатов, не говоря уже о человечестве в целом. Но когда речь заходит о выживании, но страны склонны рассматривать самые негативные сценарии и готовиться к ним. А с учетом увеличивающейся враждебности и недоверия, сопровождающих соперничество великих держав, существует мало стимулов для этих трех держав для того, чтобы избежать максимального наращивания своих ядерных потенциалов. Поскольку наследие договоров по контролю над вооружениями разрушается, Россия и Китай уже начали инвестировать существенные средства в стратегические силы для того, чтобы продолжать опережать Соединенные Штаты в области наступательных вооружений. Поэтому попытки создания Соединенными Штатами более мощной сети для защиты от баллистических ракет лишь заставят Россию и Китай удвоить усилия в этой области.

Орбитальный конфликт

Усилия Вашингтона в этой области также серьезным образом повлияют на соперничество в космосе, особенно с учетом того, что более эффективная глобальная противоракетная сеть предполагает позиционирование на орбите датчиков и, возможно, перехватчиков. Естественно, этот аспект программы, судя по всему, заставит Китай и Россию предпринять ответные шаги и разместить оружие на орбите с целью получить возможность нанесения удара по американским объектам в околоземном пространстве. А еще эти страны беспокоит то, что они не будут знать, есть ли среди размещенных американцами на орбите систем ракеты, способные поражать наземные цели или их собственные спутники. В такой ситуации конечным результатом станет дальнейшая милитаризацию космоса.

Принимая во внимание отсутствие эффективных способов контроля в космосе [существует только Договор о космосе (Outer Space Treaty), запрещающий трем великим державам размещать в космосе оружие массового уничтожения], усиление соперничества между этими странами в результате размещения орбитальных систем ПРО лишь увеличит вероятность уничтожения размещенных в космосе объектов в случае конфликта. При реализации подобного сценария неизбежно возникнут обломки, способные повредить критически важные спутниковые сети всех стран.

Поскольку Соединенные Штаты смещают фокус внимания и переводят его с боевиков на надвигающуюся угрозу соперничества с Россией и Китаем, в Вашингтоне обсуждают вариант согласованных усилий, направленных на совершенствование своей противоракетной сети. На этом пути будет немало препятствий, особенно финансового характера. Тем не менее подобные шаги Вашингтона неизбежно вызовут опасения и в Москве, и в Пекине, а также станут поводом для более интенсивной гонки вооружений.