Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Консервация вместо реформ

Интервью с Шимоном Ананичем — аналитиком варшавского Центра восточных исследований.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Серж Саргсян несколько дней назад высказался в пользу присоединения своей страны к российскому Таможенному союзу и будущему Евразийскому экономическому союзу. Вступление Еревана в эти структуры — уже решенное дело? Возможно ли, что Ереван изначально не собирался подписывать соглашение об ассоциации с ЕС?

Nowa Europa Wschodnia: Президент Серж Саргсян несколько дней назад высказался в пользу присоединения своей страны к российскому Таможенному союзу и будущему Евразийскому экономическому союзу. Вступление Еревана в эти структуры — уже решенное дело?

Шимон Ананич (Szymon Ananicz):
Оно вполне вероятно, но не предрешено. Для вступления в Таможенный союз необходима политическая воля его членов и страны-кандидата. Мы знаем, что за идею высказались и сама Армения, и Россия, но нет никакой уверенности, что это мнение разделяют Белоруссия и Казахстан (хотя первые сигналы свидетельствуют, что протестовать они не будут). Кроме того Армении придется выполнить ряд формальных требований, например, привести свою таможенную политику в соответствие нормам ТС.

— Что означало бы присоединение к союзу для армянской экономики?

— Есть вероятность, что в краткосрочной перспективе Россия вознаградит Армению за этот шаг. Например, снижением цен на энергоресурсы, инвестициями в энергетическую или транспортную инфраструктуру, дешевыми кредитами. Отмена таможенных пошлин могла бы привести к снижению цен на многие товары, в том числе на газ.

Однако в долгосрочной перспективе членство в Таможенном союзе закрепит существующую неэффективную экономическую систему страны, которая опирается на доминировании правящей партии и связанных с ней олигархов, а также влиянии российского капитала в основных секторах армянской экономики. К этому следует добавить высокий уровень коррупции, криминализацию, отсутствие прозрачности в законах. В Армении нет условий для развития предпринимательства и свободной конкуренции. Членство в Таможенном союзе и отказ от реформ, направленных на соответствие нормам Европейского Союза, приведут к фиксированию существующего положения вещей.

— Насколько большой свободой решений обладает Армения во внешней политике? Говоря иначе, может ли она не входить в Таможенный союз?

— У Москвы есть множество инструментов для воздействия на Ереван: начиная с влияния на карабахский конфликт и баланс сил в регионе до присутствия в ключевых секторах армянской экономики и контроля миграционных потоков. Армения в значительной мере зависит от средств, которые присылают в страну эмигранты, в основном деньги идут как раз из России. Эти инструменты позволяют россиянам контролировать армянскую внешнюю политику.

— Возможно ли, что Ереван изначально не собирался подписывать соглашение об ассоциации с ЕС?

— Такая идея имеет право на существование. Действительно, сложно сказать в какой степени Армения была нацелена на подписание соглашения, ставили ли армянские власти себе такую цель или просто хотели временно, пока идут переговоры, расширить поле для маневров в отношениях с Азербайджаном и получить поддержку проевропейски ориентированного электората внутри страны? Напомню, что заключение соглашения об ассоциации означало бы кардинальный демонтаж нынешней политической и экономической системы Армении, системы, от существования которой больше всего выигрывает власть. Соглашение должно было изменить функционирование рынка и институциональную архитектуру государства (судебную систему, принципы урегулирования споров, госзакупок, государственной помощи) таким образом, который бы пошатнул монополистскую позицию властного центра. Резюмируя: если бы власти в Ереване согласились на условия Евросоюза, они бы подорвали собственные позиции в стране. Это может свидетельствовать в пользу версии, что армянское руководство было скептически настроено к идее ассоциации с ЕС с самого начала.

— Не будет ли либерализация экономических отношений в рамках Таможенного союза, в частности, с Россией, также способствовать ослаблению армянской олигархии, а соответственно, властей?


— Во-первых, я сомневаюсь, что вступление в Таможенный союз приведет к либерализации экономики Армении, как не произошло этого в Казахстане и Белоруссии. Во-вторых, существующая олигархическая система — это лучший гарант политического и экономического влияния России в этой стране. Российские компании умеют прекрасно ориентироваться в таких условиях и добиваться своих целей. Так что в локальном масштабе олигархи сохранят свои позиции, а, возможно, у них даже появятся шансы расширить бизнес на рынки стран союза. Однако им придется все больше учитывать интересы Москвы, которая превратится на армянском рынке в более сильного, а поэтому сложного партнера.