Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
СМИ Турции: расстрел у Кремля на фоне напряженности между Россией и Западом

Обзор публикаций о России, 23 февраля – 2 марта

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Основное внимание турецких медиа было приковано к убийству Бориса Немцова, встрече лидеров России и Кипра в Москве, актуальным аспектам российско-турецких отношений. СМИ рассуждали о кремлевском и террористическом следе в убийстве российского оппозиционера, прогнозировали обострение напряженности между РФ и Западом на фоне сближения Москвы с Каиром и Никосией.

Убийство Бориса Немцова отодвинуло на задний план все другие вопросы, которые на прошедшей неделе нашли отражение в медийной повестке дня Турции. Расценив произошедшее как «самое громкое убийство новейшей истории России» (Habertürk.com, 1.03), пресса сообщила о гибели «одного из самых ярых критиков президента РФ Владимира Путина«. Указывалось, что Немцов — с избранием Путина на пост президента в третий раз и принятием репрессивных законов в России — «был зажат в угол, как и все оппозиционные фигуры в России» (Milliyet, 1.03).

Как отмечает Habertürk.com (1.03), «тот факт, что убийство 55-летнего Немцова произошло непосредственно накануне демонстрации, направленной на опротестование украинской политики Кремля, не оставляет никаких сомнений в том, что убийство носило политический характер». Всего за несколько часов до этого инцидента Немцов критиковал политику Путина в отношении Украины, продолжает издание, а ранее в интервью интернет-сайту «Собеседник» выражал опасения по поводу того, что «Путин может его убить».

«Акцентируя внимание на том, что убийство было совершено накануне митинга, запланированного российскими оппозиционерами на 1 марта, приближенные к Немцову круги утверждают, что за убийством стоит Кремль», — пишет Haber7.com (28.02). При этом Zaman (1.03) со ссылкой на мнение некоторых политических наблюдателей отмечает: убийство оппозиционного лидера в период проблемных отношений России и Запада по причине украинского кризиса совершенно не выгодно Кремлю.

Такого же мнения придерживается колумнист Star (2.03), отмечая, что именно имя Путина первым приходит на ум среди всех возможных виновных в смерти столь ярого политического противника российского лидера. Поэтому позиция президента РФ, назвавшего все произошедшее политическим заказом и провокацией, весьма логична. Между тем, полагает обозреватель, гибель оппозиционера может быть на руку тем, кто заинтересован в дестабилизации политической обстановки в России, что может стать серьезным инструментом, способным лишить Путина значительной общественной поддержки и пошатнуть его политическую карьеру.

Hürriyet (28.02) подчеркивает, что среди прочих версий об убийстве Следственный комитет РФ не исключает вероятности радикально-религиозного терроризма и следа ИГИЛ («Иракское государство Ирака и Леванта») в гибели известного политика в связи с его позицией в отношении атаки на журнал Charlie Hebdo в Париже.

Zaman (2.03) и Cumhuriyet (2.03) обращают внимание на отсутствие каких-либо происшествий в ходе «траурного шествия» в память о Борисе Немцове, состоявшегося при участии нескольких тысяч человек вместо запланированного на 1 марта антикризисного митинга, и официальный девиз данного мероприятия «Герои не умирают» — лозунг майданных протестов на Украине.

Как отмечает Habertürk.com (2.03), планируемая до убийства Немцова протестная акция на тему «нет войне на Украине» превратилась в мероприятие, направленное на выражение массового гнева в отношении убийства оппозиционного лидера: «активисты, критикующие политику президента Владимира Путина, демонстрировали уверенность в том, что Немцова убил Путин, чтобы заставить замолчать оппозиционера».

В обмен на отсрочку по уплате долга в размере 2,5 миллиарда евро Кипр открыл свои порты для российских военных кораблей. Так турецкие издания прокомментировали итоги визита кипрского лидера Никоса Анастасиадиса (Nikos Anastasiadis) в Москву и заключение Россией и Кипром соглашения, предоставляющего ВМФ РФ доступ в кипрские порты (Hürriyet, 27.02). В этой связи пресса отмечала, что накануне визита Анастасиадиса в Россию ГД РФ ратифицировала протокол к соглашению о предоставлении Кипру государственного финансового кредита на следующих условиях: снижение процентной ставки, а также перенос срока погашения задолженности на 2018-2021 годы.

Судя по заявлению Владимира Путина о том, что задача российских военных кораблей — «участие в международных операциях по борьбе с терроризмом и пиратством», на первый взгляд, может показаться, что соглашение Кипра и России о предоставлении российским кораблям права использования кипрских портов не заслуживает того, чтобы придавать ему слишком большое значение, отмечает публицист Milliyet (28.02). Однако момент, на который приходится подписание такого соглашения, заставляет задуматься о том, что Россия шаг за шагом продвигается вперед в реализации стратегии наращивания своего присутствия и влияния в Восточном Средиземноморье, что сигнализирует об изменении расклада сил в данном регионе. Более того, продолжает автор статьи, Россия получает возможность дать понять: «Не надо списывать меня со счетов».

Открытие кипрских портов для российских кораблей, а также недавний визит Владимира Путина в Египет, в ходе которого Москвой и Каиром был подписан ряд важных соглашений, на самом деле, направлены на то, чтобы сузить пространство для маневра Великобритании в Средиземноморье, и вносит немаловажный вклад в эскалацию напряженности в российско-британских отношениях. К такому выводу приходит колумнист Star (27.02), принимая во внимание информацию о том, что недавно российские бомбардировщики были замечены у британских границ, и на их перехват были направлены британские истребители, а также резкие заявления России и Великобритании в адрес друг друга.

Как полагает автор статьи, речь идет о новом витке конфронтации России и Запада и новой расстановке сил: с одной стороны, коалиция США — Европа во главе с США и Великобританией, с другой — Россия. Это, отмечает колумнист, будет сопровождаться давлением, прежде всего, на Саудовскую Аравию, Иран, Израиль и неизбежно Турцию.

Издания сообщали о завершении переговоров Москвы и Анкары о цене на природный газ, поставляемый из России в Турцию, и, приводя заявление министра энергетики и природных ресурсов Турции Танера Йылдыза (Taner Yıldız), информировали о предоставлении Россией скидки на газ для Турции в размере 10,25% (Haber7.com, 27.02). Как отмечает Hürriyet (28.02), немаловажную роль в таком исходе переговоров сыграл проект российско-турецкого газопровода «Турецкий поток».

Сократит ли проект строительства первой турецкой АЭС «Аккую» зависимость Турции в энергетике? Таким вопросом задается публицист Cumhuriyet (25.02), приходя к выводу, что со временем Турция, возможно, и снизит объемы импорта природного газа для производства электроэнергии в промышленных целях, но по мере реализации проекта «Аккую» неизбежно возрастет ее зависимость от России в области технологии и сырья для АЭС.

Согласно Dünya (23.02), российский кризис и снижение покупательной активности россиян осложняет положение производителей и продавцов текстильных и кожаных изделий в Стамбуле. При этом фирмы, которые ранее за счет рынков других стран в известной мере могли покрыть дефицит, возникающий из-за спада на каком-либо одном рынке, на этот раз не в силах сделать это с помощью туристов из таких государств, как, например, Иран или Ливия.

Публикуя посвященное кинокартине «Левиафан» интервью с Андреем Звягинцевым, Radikal (27.02) отмечает, что, как любой режиссер, которому в первую очередь интересна сущность человека, Звягинцев занимает осторожную позицию по политическим вопросам. Тем не менее, продолжает издание, «Левиафан» представляет критику современной России, что сам Звягинцев комментирует так: описываемые в фильме события могли произойти где угодно, в том числе и в Турции.