Подводя итоги года, ведущий политический комментатор шведской газеты газеты Dagens Nyheter (29.12) Микаэль Винярский (Michael Winiarski) пишет: «Разочарованные избиратели потрясли устои политического истеблишмента. Единство Запада рушится. США выбрали президента, которому нравится Путин, а российский лидер с помощью войны в Сирии создал для России форпост на Ближнем Востоке. Неужели следующий год будет еще более драматичным?»

СМИ Скандинавии откликнулись на крушение военно-транспортного Ту-154 подробными, но стандартными информационными сообщениями, немногие издания опубликовали аналитические статьи, вреди них — ведущая шведская газета Dagens Nyheter (25.12). Издание приводит слова эксперта по безопасности полетов Яна Ульссона (Jan Ohlsson), который подозревает, что «русские знают больше, чем говорят о катастрофе, которая нанесла тяжелый удар пропагандистской машине Путина». У него вызывает подозрения тот факт, что «обломки самолета и… тела погибших… нашли так быстро», а также то, что «никто ничего не говорит о переговорах пилота с диспетчером».

«Существует какая-то информация, которую российские власти пока что хотят оставить при себе», — говорит он. Ульссон считает Ту-154 надежным самолетом, а «данная машина, перевозившая ВИП-персон, и вовсе должна была содержаться в очень хорошем состоянии». Он выдвигает следующие версии: «отказ техники, проблемы с грузом или, возможно, ошибка пилотирования». По мнению эксперта, «самолет вряд ли взорвался в воздухе и вряд ли разбился при падении; похоже, что он совершил маневр, стал терять высоту и затем ушел под воду» (Dagens Nyheter, 25.12).

Аналогичной была реакция и на убийство посла Андрея Карлова в Турции. Норвежская газета Dagbladet (21.12) пишет о грядущей «мести Путина». Старший научный сотрудник Норвежского института международных отношений Юлия Вилгельмсен (Julie Wilhelmsen) замечает, что «Путин всегда отвечает на теракты яростной риторикой», тем не менее, она уверена, что российско-турецкие отношения не пострадают.

Аналитик Института оборонных исследований Тор Букволь (Tor Bukkvoll) придерживается того же мнения. Однако Путин «может использовать гибель посла как предлог, чтобы придать своим действиям видимость законности и сокрушить террористов — официально они с Асадом именно этим и занимаются в Сирии, но только [они] не видят различия между оппозицией и террористами». Одновременно Тор Букволь не ожидает усиления военного присутствия России в Сирии: «ведь на горизонте выборы 2018 года» (Dagbladet, 21.12).

Обозреватель Expressen (20.12) в Лондоне Матс Ларссон (Mats Larsson) считает, что «возможно, Карлову пришлось заплатить за войну, которую ведет Россия в Сирии». Норвежская газета Bergens Tidende (23.12) в редакционной статье предполагает, что «убийство российского посла может упрочить позиции России в регионе». «На этот раз Путин будет мстить всем, кроме Эрдогана», — уверена датская газета Berlingske Tidende (22.12).

Положение в Сирии норвежские СМИ комментируют в тональности некоторого недоумения. «Союзник Норвегии в Сирии, кажется, растворился… Норвежский спецназ должен был обучать и тренировать силы сопротивления в Сирии, Новую сирийскую армию, — пишет ABC Nyheter (24.12). — Теперь возникает вопрос: а существует ли она вообще, и существовала ли раньше?»

Норвежский эксперт по вопросам безопасности и предотвращению международных конфликтов Хелье Люрос (Helge Lurås) поясняет: «Нужно понимать, что „Новая сирийская армия“ — это в некотором роде бренд, „зонтик“ для разных отдельных групп. Не удивлюсь, если они и в самом деле были распущены. Сегодня они еще менее реальны, чем полгода назад. Весь этот норвежский проект — это смех какой-то…. Говорили, что Новая сирийская армия — это светские люди, жаждущие демократии и борьбы с Асадом. Однако очень быстро там стали преобладать религиозно мотивированные бойцы» (ABC Nyheter, 24.12).

«Нет никакой ясности и в том, кто, собственно, является партнером Норвегии в политическом устройстве Сирии, — продолжает издание. — Еще в апреле мы задавали вопрос МИДу — кого Норвегия признает теперь законной властью в Сирии, но ответа не получили» (ABC Nyheter, 24.12).

Накануне праздников газета Dagbladet (26.12) рисует следующую картину: «Последние повстанцы покинули Алеппо, город празднует Рождество: везде оркестры в костюмах Санта-Клаусов, новогодние елки и портреты Асада». Исландский блогер Поуль Вильяльмссон (Páll Vilhjálmsson), школьный учитель и журналист, присоединяется: «Лишь после взятия Алеппо христиане впервые за пять лет смогли вздохнуть спокойно. И после этого западная пресса считает Асада убийцей и тираном?» (pallvil.blog.is, 24.12).

Шведские СМИ подчеркивают роль своей страны в сирийском урегулировании — на два года Швеция становится членом Совета Безопасности ООН. «Мир в Сирии не означает мира на всем Ближнем Востоке», — пишут в совместной дискуссионной статье доцент Юхан Йерде (Johan Gärde), профессор Чьелль-Оке Нурдквист (Kjell-Åke Nordquist) и профессор Лейф Стенберг (Leif Stenberg), специалисты по взаимодействию ислама и общества. Они не исключают появления «подмандатных территорий» в результате «смелых политических инициатив».

Посол Дании в Москве Томас Винклер (Thomas Winkler) в большом интервью вспоминает о соглашении по уничтожению химического оружия в Сирии: «Основу успеха… заложил визит датской делегации в Москву…. В России важны личные контакты!» (Jyllands-Posten, 27.12).

Продолжается обсуждение перспектив газопровода «Северный поток – 2». На время рождественских каникул место статей штатных журналистов на страницах газет заняли письма читателей, и освещение событий приобрело совсем другую тональность. Эрик Хаммарстрём (Erik Hammarström) из города Норрчёпинг (Norrköping) вспоминает, как хорошо жилось горожанам при сооружении «Северного потока – 1». «Из-за чего теперь все так всполошились? Российский персонал не участвовал в сооружении „Северного потока – 1“… Подрядчик „Северного потока – 2“ — тоже европейская фирма… Да если бы у русских были враждебные намерения, зачем им было ждать второй очереди газопровода?.. Дайте, наконец, жителям Готланда заработать немного денег! А там, может, и нашему порту что-то перепадет…» (Norrköpings Tidningar, 24.12).

Читатель газеты Sydöstran (24.12) Пер Бенгтссон (Per Bengtsson) призывает: «Хватит врать!… Наши политики демонстрируют либо полную профнепригодность, либо они защищают интересы США, — недаром Джо Байден здесь был намедни…. Ну сколько можно объяснять, что и правление компании Nord Stream находится в Европе, и трубы делают в Германии, и даже суда, которыми их будут доставлять, не принадлежат России?»

Особое внимание привлекло выступление Бьорна Русенгрена (Björn Rosengren), бывшего министра промышленности (1998 – 2002). «У Швеции нет четкой позиции по отношению к России. С какой это стати „Северный поток – 2“ для Швеции стал более опасен, чем для Финляндии или Германии?— пишет он. — Конечно, Россия вооружается… И конечно, безопасность [нашей] страны — на первом месте. Но Швеция как-то странно себя ведет, европейцам трудно ее понять. С одной стороны, мы активно ругаем Россию, с другой стороны, для собственной обороны ничего не делаем. Похоже, мы сами не верим в эту [российскую угрозу], которую мы сами же для себя нарисовали?» (Dagens Industri, 21.12).

Проблемы продолжения политики экономическими средствами затрагивают не только Россию. Издающийся в Гренландии Arctic Journal (22.12) рассказывает, как «китайской компании не позволили приобрести заброшенную военную базу в Гренландии — и якобы это было сделано по личному указанию датского премьер-министра втайне от руководства гренландской автономии».

Есть данные, пишет издание, что Ларс Лёкке Расмессен (Lars Løkke Rasmussen) настойчиво предложил военному ведомству, собиравшемуся продать ненужную ему территорию бывшей военной базы Грённедаль (Grønnedal), отменить тендер, чтобы в нем не могла участвовать базирующаяся в Гонконге китайская компания General Nice Group. «Датская разведка опасается, что вскоре китайские компании совершенно заполонят Гренландию и смогут манипулировать властями автономии, в распоряжении которой финансовых средств меньше, чем у коммерческой фирмы средней руки», — пишет известный специалист по Арктике Мартин Бреум (Martin Breum) (Arctic Journal, 22.12).

Негодованию властей Гренландии, которые всеми силами стараются привлечь инвесторов для разработки богатых месторождений полезных ископаемых, чтобы избавиться от влияния метрополии, не было предела. Лидер партии Siumut («Вперед»), выступающей за объявление полной независимости, — возможно, уже к 300-летию датской колонизации в 2021 году, — пообещал провести тщательное расследование. Комментарии читателей были еще более резкими: «Дания ведет себя нахально, — как настоящая колониальная держава, не считающая нужным спрашивать мнение местного населения» (Sermitsiaq, 16.12).

Шведские экономические издания в конце года вышли с заголовками «шведы раскрыли вмешательство русских хакеров в выборную систему США» (Veckans Affärer, 28.12). Речь идет о специализирующейся в области компьютерной безопасности компании Recorded Future, ее штаб-квартира находится в Бостоне, отделения — в Гётеборге, Лондоне и округе Колумбия. Среди владельцев, помимо собственного менеджмента — инвестиционная компания In-Q-Tel, которая, в свою очередь, принадлежит ЦРУ, и GV (ранее Google Ventures) — инвестиционная компания, входящая в Alphabet Inc.

Главный инженер Recorded Future Стаффан Труве (Staffan Truvé) рассказывает: «Один русскоговорящий хакер продавал пароли, имеющие отношение к американской системе выборов, и мы сразу же известили США». По его мнению, «маловероятно, что за инцидентом стоит какое-либо государство», он описывает этого хакера как «человека, который хотел заработать денег». Всего паролей было около 100, пишет газета, а «все пользователи занимали разные должности в разных учреждениях США, от самых простых до значительных». «Мы сообщили американской полиции, чтобы она в этом разобралась», — говорит Труве. На вопрос, «можно ли повлиять на результаты выборов с помощью этих паролей», он отвечал: «Нет, такого я утверждать не могу…» (Dagens Industri, 28.12).