Пилотируемый полет на Марс не нужен

Наука служит обществу, а не престижу

Можно с уверенностью сказать, что человек когда-нибудь вступит на 'красную планету'. Однако первый пилотируемый полет на Марс должен быть коммерческим, без привлечения денег налогоплательщиков. До тех пор пока имеющиеся в нашем распоряжении технологии не позволят сделать пилотируемые полеты более привлекательными, по сравнению с беспилотными, НАСА и ЭСА лучше ограничиться автоматическими аппаратами.

Ориентировочно в 2030 году США хотят осуществить пилотируемый полет на Марс. Однако успех нынешних полетов беспилотных аппаратов на Титан и Марс показывают, что такой пилотируемый полет пока слишком дорог, по сравнению с альтернативными решениями.

В настоящее время на околомарсианской орбите находится европейская станция 'Марс Экспресс', которая сделала фотографии 'красной планеты' небывалой ранее четкости. 'Марс Экспресс' сделал, по крайней мере, одно важное открытие. В разреженной марсианской атмосфере установлено наличие метана, о чем ранее только догадывались. Поскольку этот газ быстро вступает в реакцию с другими веществами, где-то на Марсе он постоянно образуется. Это означает, что Марс - третье небесное тело в Солнечной системе, на котором происходят активные вулканические процессы. Вместе с успешной миссией на Титан данное открытие означает, что Европейское космическое агентство взяло окончательный реванш за неудачу, постигшую на Марсе спускаемый аппарат станции 'Бигл-2'.

Сейчас по поверхности Марса также передвигаются добившиеся очень больших успехов американские роботы 'Спирит' и 'Оппортьюнити'. Эти аппараты с установленными на них инструментами для геологических измерений имели гарантийный срок службы 90 дней и были рассчитаны на преодоление 300 метров по поверхности Марса. На сегодняшний день они передвигаются по марсианской поверхности уже год и вместе прошли более пяти километров.

В настоящий момент 'Спирит' поднимается на холм, а 'Оппортьюнити' ездит по кратеру глубиной в несколько десятков метров, где и проводит геологические исследования. Наиболее важным является обнаружение 'Оппортьюнити' неоспоримых доказательства того, что на равнине, где он сейчас находится, когда-то плескалось соленое море. 'Спирит' также нашел явные подтверждения прежнего присутствия воды в кратере Гусева. Благодаря этим роботам, впервые установлено, что на Марсе когда-то была вода в жидком состоянии. Это важно, потому что, насколько известно, без воды в жидком состоянии невозможно возникновение жизни.

По сравнению с беспилотными миссиями, пилотируемый полет на Марс имеет большие преимущества. Астронавты могут за несколько минут провести объем исследований, на который автоматическим аппаратам требуется несколько дней. Кроме того, с помощью марсоходов астронавты могут быстро перемещаться в места, наиболее интересные для исследований. Астронавты также могут привезти с собой на Землю наиболее важные образцы марсианской породы, как это было во время полетов 'Аполлонов' на Луну. Никто не ожидает, что будут обнаружены маленькие зеленые человечки. Но, безусловно, не исключено обнаружение марсианских микроорганизмов или их окаменевших останков. Это могло бы быть вершиной пилотируемой миссии.

Однако вопрос заключается в том, нельзя ли достичь таких же или даже более весомых научных результатов при помощи новых автоматических аппаратов. Пилотируемый полет на Марс, по самым скромным подсчетам, обойдется минимально в 50 миллиардов долларов. Стоимость 'Спирита' и 'Оппортьюнити' - около 800 миллионов долларов. Это означает, что за те же деньги можно было бы послать на Марс армаду из сотни автоматических станций. Большим преимуществом является то, что они могли бы совершить посадку в различных точках планеты. Как, например, долина Маринерас - система каньонов, размеры которой более чем в три раза больше Большого каньона на Земле. Или Олимпийская гора - самый большой вулкан в Солнечной системе, который более чем в четыре раза больше самого большого вулкана нашей планеты. Автоматические аппараты могли бы исследовать покрытые льдом полюса, а также обнаруженные во многих местах на Марсе русла рек.

В ходе пилотируемого полета в течение полугода можно было бы провести много исследований на одном месте. Но астронавты не смогли бы удалиться от места посадки более чем на несколько десятков километров. Кроме того, хотя автоматические аппараты и не могут столь быстро передвигаться, как люди, в будущем они, очевидно, смогут передвигаться по марсианской поверхности в течение многих лет. Большим преимуществом автоматических аппаратов является то, что для них можно ограничиться полетом в одну сторону, и они не требуют кислорода, продуктов питания и жестких мер безопасности.

Даже образцы марсианской породы можно доставить на Землю, не прибегая к пилотируемому полету. Американское Национальное аэрокосмическое агентство (НАСА) уже занято изучением возможности полета на Марс автоматической станции, которая бы собрала интересные, с научной точки зрения, образцы и доставила их на Землю. Несколько полетов таких аппаратов были бы значительно более результативными, чем один пилотируемый полет. И это опять же за меньшие деньги.

Пилотируемый полет более эффектен и производит больше впечатления, чем одна или несколько беспилотных миссий. Человек хочет летать в космос и, безусловно, хочет лететь на Марс. Однако наука служит обществу, а не престижу. Налогоплательщик имеет право знать все факты. Это важно и для Нидерландов, потому что мы, возможно, будем участвовать в проекте через Европейское космическое агентство (ЭСА). Пилотируемый полет на Марс в ближайшие десятилетия остается чрезвычайно дорогим предприятием, в то время как очевидно, что мы может больше узнать о 'красной планете' за меньше деньги.

Автор статьи - Эваут Иррханг - экономист и политолог