Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Черная и красная икра абстракционизма

Выставка 'Русский авангард' во Дворце изящных искусств. Пышное открытие фестиваля 'Европалия'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
. . .С особой фанатичностью конные казаки рубят безоружную толпу, оставляя после себя сотни убитых. Под конец дня, на красной от крови набережной будут видны одни лишь трупы. Из-за революции 1917 г. о русской революции 1905 г. зачастую забывают. Тем не менее, она поколебала устои империи, послужила причиной возникновения политических партий, религиозной терпимости, ослабления цензуры, национального пробуждения

Монументальная лестница во Дворце изящных искусств, созданная В. Орта. Над ней - другая лестница, вошедшая в историю, из фильма Эйзенштейна 'Броненосец Потемкин'. С особой фанатичностью конные казаки рубят безоружную толпу, оставляя после себя сотни убитых. Под конец дня, на красной от крови набережной будут видны одни лишь трупы. Из-за революции 1917 г. о русской революции 1905 г. зачастую забывают. Тем не менее, она поколебала устои империи, послужила причиной возникновения политических партий, религиозной терпимости, ослабления цензуры, национального пробуждения.

В последние годы старого режима культура будет переживать огромный подъем, венцом которого станут авангардистские течения в литературе, философии и, особенно, в изобразительном искусстве. Появление этих течений обычно связывают с выставкой 'Бубновый валет', состоявшейся в Москве в 1910 г.

В начале и в конце выставки 'Русский авангард' напротив друг друга расположены две картины. С одной стороны - картина пророческого художника-символиста М.Врубеля 'Шестикрылый Серафим' (1904 г.). С другой - 'Кондукторша' Самохвалова (1928 г.), которая является воплощением чарующей женственности, доминирующим образом футуристического пространства. Развитие действия в этот промежуток времени представлено в яркой и отчетливой перспективе с использованием смещения планов, достигнутого благодаря удачному подбору работ. Кураторами брюссельской выставки являются комиссары Ж.-К.Маркадэ (между прочим, автор монографии о Малевиче) и Е.Петрова (Русский музей Санкт-Петербурга). Оригинальность выставки заключается не только в ее многопредметности, но также и в том, что представленные произведения отражают как ранние течения авангарда и период триумфального продвижения к абстракционизму, так и поворот России в 20-х годах в сторону фигуративного искусства и идеологической тематики.

Организованная менее чем за год, ключевая выставка фестиваля 'Европалия-Россия' рассказывает о трех десятилетиях, в течение которых художники резко и безжалостно порвали с академизмом и на крыльях взлетели к абстракционизму. Она охватывает все этапы зарождения революции в изобразительном искусстве 20 века: от утопического и пророческого абстракционизма до тоталитарного реализма.

Ростки авангарда начинают появляться с 1907 г. 'Левое искусство', мощный неопримитивизм Н.Гончаровой или отточенный реализм Малевича, ищущего путь к максимальному объединению пространства, сочетаются с ритмической динамикой кубофутуризма Филонова, Гончаровой, Якулова, Розанова, Клюна и вновь Малевича. Живопись со своими красками и сюжетами будет набирать силу вплоть до появления в 1921 г. конструктивизма, который тут же будет отвергнут Малевичем, занявшим антиконструктивистскую позицию с тем, чтобы сформировать радикальное движение абстрактного искусства - супрематизм.

Скачкообразные движения всех этих направлений живописи представлены в ходе нынешней 'русской кампании' и усилены малоизвестными работами такими, как великолепное масляное полотно 'Импровизация' Кандинского, предоставленное Казанским музеем изящных искусств, или же необыкновенный угловой контррельеф Татлина.

Центральное место на выставке отведено залу, посвященному абстрактной живописи - от районизма до беспредметности, в котором сосредоточены основные работы Малевича. Здесь и красочные и динамичные структурные композиции, нарушающие фронтальность, и основополагающий триптих: 'Черный квадрат', 'Черный крест' и 'Черный круг' (1923 г.). Царство четырехугольников создает необходимые условия для равновесия, формирующего пространство и заставляющего его вибрировать до полного очищения.

С начала века и до прихода Сталина, углубляясь в восточные мотивы и народный фольклор, русские авангардистские течения начнут стремительно переходить, группами или по отдельности, от сезаннизма к супрематизму с помощью освобожденного мышления, что просматривается во всех областях творчества. И это еще одна из сильных сторон данной выставки, которая удивительным образом дает произведениям говорить. Мужчины и женщины, представленные здесь в большом количестве, на гребне этой черно-красной революции стремятся к общей цели. Иллюстрации для театров, эскизы костюмов, декорации и снова имена Татлина, Малевича, Лебедева, Попова или Александры Экстер и ее костюмы к спектаклю 'Ромео и Джульетта', от которых вряд ли бы отказался Филипп Декуфле! Фотографии Родченко, Шагина, Степановой, архитектурные проекты, городское искусство, афиши, дизайн после чего, следует эпилог 1920-1930 гг.

Культурная революция абстракционизма становится официальным искусством. Эффективность нового языка оставит свой след на силовом поле внутренних контрастов: все это также приведет к появлению внушительных методов социалистического реализма - кузнеце образов идеологической пропаганды. Синтез сталинского эпилога - 'Голова крестьянина' (1930 г.) и 'Портрет передовика' (1932 г.) Малевича напрасно стремятся к трансцендентности канонических взглядов.