Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Жизнь за железным занавесом

© CC0 / Public DomainКоролевский замок в Варшаве, 17 сентября 1939 г.
Королевский замок в Варшаве, 17 сентября 1939 г.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда Германия 1 сентября 1939 года напала на Польшу, у Варшавы на руках были данные ей Францией и Британией обязательства, что они придут на помощь полякам. В первую неделю сентября полные энтузиазма толпы собирались в Варшаве перед французским и британским посольствами. Они ждали, что Берлин вот-вот разбомбят, а войска Британии и Франции атакуют Германию. Однако британцы и французы не сделали ни того, ни другого.

Когда Германия 1 сентября 1939 года напала на Польшу (эту дату Уистан Оден выбрал в качестве названия для своего знаменитого стихотворения - «Мы знаем по школьным азам / Кому причиняют зло / Зло причиняет сам»), у Варшавы на руках были данные ей Францией и Британией обязательства, что они придут на помощь полякам, если их независимость окажется под угрозой. В первую неделю сентября полные энтузиазма толпы собирались в Варшаве перед французским и британским посольствами. Они ждали, что Берлин вот-вот разбомбят, а войска Британии и Франции атакуют Германию с запада.

 

Однако британцы и французы не сделали ни того, ни другого. Поэтому война длилась недолго. 27 сентября капитулировала Варшава. Между тем, в соответствии с соглашением между Сталиным и Гитлером, 17 сентября с востока на территорию Польши вторглась Красная Армия. Эта кампания длилась менее месяца. К октябрю Польша была полностью в руках своих давних врагов. 

 

В течение следующих пяти лет эти враги сделали все для ее уничтожения. А после этого Польша на сорок пять лет была заперта в тоталитарную клетку, ключи от которой находились в Москве. Никто не пришел на выручку Польше в 1939 году, никто не пришел ее спасать и после 1945 года. В итоге Польше пришлось спасаться самой. 

 

Эта страница польской истории лежит в основе замечательной книги Энн Аппельбаум (Anne Applebaum) «Iron Curtain: The Crushing of Eastern Europe» (Железный занавес: подавление Восточной Европы). В ней автор воссоздает мир, который был в основном спрятан от глаз Запада, и о котором жившие и страдавшие в нем люди предпочли бы забыть.

 

Хотя восточная Польша была одним из самых бедных регионов в Центральной Европе, там все равно жилось лучше, чем в Советском Союзе. Как только Советы захватили ее, они разграбили все, что только могли. А представители Народного комиссариата внутренних дел (НКВД, предшественник КГБ) выполняли программу истребления польской элиты. 

 

Самым известным случаем стал арест и депортация почти 15 тысяч польских офицеров, которые в большинстве своем были профессиональными военными и находились в составе резервного корпуса. Четыре с лишним  тысячи были расстреляны и похоронены в лесу возле Катыни, что в западной части России. Остальных отправили в специальные лагеря. Выжили менее пятисот человек. В целом Советы депортировали в СССР 1,2 миллиона поляков с оккупированной польской территории, где численность населения составляла 13 миллионов человек. Половина из них умерли в неволе.

 

А на западе Гитлер приступил к осуществлению планов германизации Польши. Для этого он избавил ее от евреев, изгнал оттуда славянское население и заселил эту территорию немцами. Все крупные лагеря смерти нацистов находились на аннексированных или оккупированных Германией польских землях. Из 5,7 миллиона евреев, уничтоженных в Европе во время Холокоста, примерно три миллиона были польскими евреями. В годы войны было истреблено 90% польских евреев. Британцы и американцы знали о концентрационных лагерях смерти, однако отказывались бомбить железные дороги, по которым перевозили жертв.

 

К изумлению Сталина, в июне 1941 года Германия напала на Советский Союз, положив начало тому, что русские называют Великой Отечественной войной. Польша и другие страны Восточной Европы оказались в центре войны, которую Гитлер планировал как Vernichtungskrieg - войну на уничтожение, в которой не существует правил. Это была тотальная война. 

 

Едва не потеряв Москву, Красная Армия добилась перелома и погнала немцев обратно - через те земли, которые они захватили. Венгрия, Румыния, Чехословакия, Болгария и Польша были, таким образом, оккупированы второй раз за пять лет. «Освободительная» Красная Армия грабила, демонтировала и отправляла в Советский Союз буквально все, что представляло ценность, начиная от наручных часов и кончая металлургическими заводами. НКВД проводил зачистку, депортируя или ликвидируя «антисоветские элементы» - местных партизан и националистически настроенные политические группировки, которым удалось пережить аналогичные операции карательных отрядов. 

 

Когда Красная Армия вошла летом 1944 года в Польшу, она сделала остановку на берегу Вислы неподалеку от Варшавы, а войска СС под командованием Гиммлера в это время уничтожили 15 тысяч польских партизан, начавших вооруженное восстание, и более 200 тысяч гражданских лиц. В итоге полмиллиона поляков были отправлены в лагеря, а остальных угнали на подневольную работу в Германию. По приказу Гитлера Варшаву сровняли с землей. Когда Красная Армия в январе 1945 года вошла, наконец, в Варшаву, ее улицы были заполнены трупами. Там не осталось ни одного живого человека. \

 

За исключением Болгарии, у которой тесные культурные связи с Россией, советские солдаты не только мародерствовали, но и насиловали в тех странах, через которые наступали. Считается, что только в восточной части Германии они изнасиловали до двух миллионов женщин. Но Британия с Соединенными Штатами ничего не сделали, чтобы остановить разграбление Восточной Европы, кроме жалоб на Сталина за его отказ прийти на помощь восставшей Варшаве. 

 

Еще до того, как в мае 1945 года в Европе закончилась война, Советы начали создавать «народные демократии» в восточноевропейских странах. Когда Уинстон Черчилль в марте 1946 года произнес свою речь о железном занавесе, уже было понятно, что Сталин не собирается уходить из Восточной Европы, и не намерен допустить, чтобы там установили свою власть недружественные СССР режимы. Спустя год свою речь о начале холодной войны произнес президент Трумэн. Когда мир разделился на демократические и тоталитарные государства, он провел совместное заседание обеих палат Конгресса, на котором объявил, что теперь Соединенные Штаты в своей политике будут поддерживать «свободные народы, сопротивляющиеся попыткам порабощения вооруженными меньшинствами и внешним давлением». 

 

Это предостережение никак не подействовало на страны Восточной Европы. В течение следующих шести лет Советы уничтожили там всю политическую оппозицию, используя тактику устрашения, лишения свободы, казней, убийств, подтасовок на выборах и показательных процессов. Эти страны превратились в однопартийные государства, где Москва поставила у власти марионеточные режимы. Делалось это без особой утонченности. Спустя 11 месяцев после выступления Трумэна чешские коммунисты в феврале 1948 года организовали переворот и выбросили из окна Пражского Града министра иностранных дел Яна Масарика (Jan Masaryk). США не вмешались.