Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Диалог обращенных

Основываясь на личном опыте участия в левом движении, Роберто Ампуэро (Roberto Ampuero) и Маурисио Рохас (Mauricio Rojas) выступили с разгромной статьей, развенчивающей утопические идеи коллективизма.

© Fotolia, Marcio SilvaКарта Латинской Америки
Карта Латинской Америки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе в Латинской Америке произошли два замечательных события. Первое – это, разумеется, победа Маурисио Макри (Mauricio Macri) на выборах в Аргентине, которая нанесла серьезный удар по популизму супругов Киршнер и обозначила перспективы модернизации, благосостояния и укрепления демократии на континенте.

На этой неделе в Латинской Америке произошли два замечательных события. Первое – это, разумеется, победа Маурисио Макри (Mauricio Macri) на выборах в Аргентине, которая нанесла серьезный удар по популизму супругов Киршнер и обозначила перспективы модернизации, благосостояния и укрепления демократии на континенте. Выборы в Аргентине также в значительной мере ослабили позиции так называемого «социализма XXI века» и правительства Венесуэлы, которое вновь избранный президент подверг жесткой критике за систематические нарушения прав человека и ущемление свободы слова.

 

Хотелось бы, чтобы победа этой действительно демократической и либеральной альтернативы над популистской демагогией открыла в Латинской Америке такой этап, когда к власти уже не будут приходить выборным путем столь одиозные фигуры, как Корреа в Эквадоре, Моралес в Боливии и Ортега в Никарагуа. Сейчас они должны испытывать серьезное огорчение в связи с поражением тех сил, которые наряду с ними неправомерно использовали свои властные полномочия.

 

Вторая замечательная новость — публикация в Чили книги «Диалог обращенных» (Diálogo de conversos), написанной Роберто Ампуэро (Roberto Ampuero) и Маурисио Рохасом (Mauricio Rojas). С идеологической точки зрения она полностью развенчивает авторитарные идеи государственного регулирования экономики и коллективизма, столь упорно пропагандируемые венесуэльским президентом Мадуро и иже с ним, а также утверждения о том, что социальную справедливость в Латинской Америке можно утвердить с помощью террора и революционных войн.


Роберто Ампуэро и Маурисио Рохас в молодые годы сами верили в эту утопию. Первый был членом Союза коммунистической молодежи, а второй – Левого революционного движения (MIR). Они внесли свою лепту в создание атмосферы социальной напряженности, экономического и политического хаоса, представлявшего собой правление Сальвадора Альенде и «Народного единства».


После того, как Пиночет совершил в Чили военный переворот и развязал волну террора и репрессий, обоим пришлось бежать из страны. Они нашли прибежище в Европе. Роберто Ампуэро – в ГДР, откуда впоследствии перебрался на Кубу, а Маурисио Рохас – в Швеции. В изгнании они продолжали участвовать в деятельности радикальных организаций, выступавших против диктатуры. Однако, расстояние и нахождение в иной политической и идеологической реальности (Ампуэро, кстати, на собственном опыте узнал, что такое «реальный социализм» с его дефицитом, бюрократией, цензурой и отсутствием политических свобод) «обратило» обоих сначала в демократию, а затем и в либерализм. Именно об этом они ведут долгий разговор в своей книге, которая, будучи социально-философским и политическим очерком, читается с тем любопытством и интересом, с которыми читаешь хорошие романы.
Оба ведут беседу с невероятной откровенностью, обосновывая собственным опытом все, что говорят и во что верят. Это придает их диалогу особую достоверность и реализм пережитого, размышлений и убеждений, основанных на реальных событиях недавней истории. Именно поэтому они так далеки от догматизма, столь часто встречающегося в политических очерках, особенно написанных представителями левых сил, хотя и правых — тоже, оперирующих абстрактными категориями, сумбурными и напыщенными фразами, полностью оторванными от реальной действительности.

«Обращение» Ампуэро и Рохаса не означает, что они перешли на сторону врага: ни тот, ни другой не стал ни реакционером, ни консерватором. Скорее даже наоборот. Оба прекрасно знают цену лживым заявлениям о демократии со стороны определенных правых кругов, в прошлом поддерживавших самые коррумпированные военные диктатуры, смешивавших либерализм с меркантильностью и понимавших свободу исключительно как право на обогащение любым способом. И хотя оба достаточно жестко осуждают государственное регулирование экономикой и коллективизм, которые приводят народы к нищете и урезают гражданские свободы, но признают при этом, что благородство и идеалы справедливости зачастую вдохновляют молодежь, которая ошибочно верит, подобно Че Геваре или Мао, что власть можно взять лишь с винтовкой в руках.

Было бы неплохо, если бы некоторые закоснелые либералы, видящие в рыночной экономике чудодейственное средство, решающее все проблемы, прочитали в этом «Диалоге обращенных» доводы, при помощи которых Маурисио Рохас (в Швеции он стал депутатом от Либеральной партии и глубоко воспринял шведский опыт) доказывает необходимость равных возможностей для всех в демократическом обществе посредством образования и налогообложения. Благодаря этому все граждане будут иметь возможность осуществить свои идеалы, и исчезнут все эти привилегии, которые в слаборазвитых странах (а иногда и в передовых) порождают социальное неравенство, в значительной степени затрудняющее путь к успеху тем, кто вышли из бедных слоев. Для Маурисио, выступающего с достаточно интересными идеями и призывающего в этой связи к установлению нравственных правил для рыночной экономики, либерализм это скорее «учение о средствах, чем о целях», ибо, как полагал Альбер Камю (Albert Camus), не последние оправдываются средства, а наоборот: недостойные и преступные средства всегда обесценивают и компрометируют цели.

Роберто Ампуэро с большим эмоциональным подъемом рассказывает, что он почувствовал, когда после интеллектуальной духоты ГДР и Кубы он приехал в свободные западные страны, где смог вдоволь начитаться запрещенных цензурой книг. Маурисио Рохас подтверждает это, рассказывая, как в учебных кабинетах и библиотеках университета Лунда (Швеция) он испытывал идеологическое преобразование, в результате которого от Карла Маркса перешел к Адаму Смиту (Adam Smith) и Карлу Попперу (Karl Popper).

Оба подробно останавливаются на положении в Чили, рассказывают об этом любопытном явлении, которое ввергло наиболее успешную страну Латинской Америки в бедность, а с возникновением нового сильного среднего класса и проведением в жизнь демократической, либеральной политики, привело к серьезному пересмотру этой экономической и политической модели. И оба приходят к справедливому выводу о том, что экономическое и материальное развитие приближает страну к справедливости и более свободной жизни, но не к счастью, и даже может отдалить ее от него, если эгоизм и алчность превратятся в единственные жизненные ориентиры. Решение проблемы заключается не в возврате к старым схемам и иллюзиям, которые привели латиноамериканские страны к бедности и потрясениям, а в реформировании и непрерывном совершенствовании культуры свободы, обогащении материального достатка насыщенной культурной и духовной жизнью. Таким образом, отношения между людьми станут более человечными, среди молодежи зародится чувство солидарности и желания помочь друг другу, будет постоянно укрепляться терпимость в многообразии, которая позволит гражданам выбрать свою собственную судьбу, следовать своим привычкам и убеждениям, а единственным ограничением будет лишь не причинение вреда окружающим.

Давно на испанском языке не выходил в свет столь своевременный и побуждающий к размышлениям политический очерк. Надеюсь, «Диалог обращенных» прочтут многие, поскольку он того заслуживает.