«Одиночество – самая большая беда современного мира.
Эмоциональное, физическое и духовное одиночество,
ощущение изоляции, ощущение, что никто не понимает твоих обид и тяжести,
чувство, будто твои жизненные ресурсы иссякли, — это форма безнадежности».

Нил Дональд Уолш


По мнению журналистов The Wall Street Journal, российский президент Владимир Путин уверен, что изоляция России скоро прекратится для объединения усилий в борьбе с терроризмом. К этому выводу американские журналисты пришли, анализируя риторику недавнего саммита «Большой двадцатки». Подтверждением этого стал декабрьский визит в Москву госсекретаря США Джона Керри и его заявление, что Вашингтон не проводит политику изоляции России. В то же время, Россия ведет себя согласно пословице «а Васька слушает да ест» и предпринимает все возможные меры для подготовки страны к противостоянию Западу, в т. ч. в информационной сфере. Так, понимая, что США и отдельные страны Евросоюза проводят антироссийскую информационную политику в приграничных с Россией регионах, в т. ч. с использованием украинского ресурса, Москва решила усилить контроль за собственным информационным пространством.

Для обеспечения такого контроля и предупреждения возможной утечки информации, что дополнительно могла бы подтвердить стремительное падение российской экономики и внутриполитическую нестабильность, Комитет по вопросам собственности Госдумы РФ 30 октября внес на рассмотрение проект изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Законопроект предусматривает введение в России запрета на несанкционированное разглашение гражданами или юридическими лицами любой информации, которая не получила широкого распространения. При этом, под такой информацией законодатель понимает такую, которая не была ранее доказана, в т. ч. иностранной стороне, через запросы, обращения или требования.

Разрешение на передачу таких сведений, с принятием законопроекта, будет давать специальный уполномоченный правительством РФ федеральный орган. За несоблюдение этой нормы в России вводится админответственность. Таким образом, любая информация о состоянии и тенденциях развития общественно-политической и социально-экономической ситуации в России, что не была официально обнародована государством, в т. ч. средствами информационно-телекоммуникационных систем, для ее распространения требует предварительного согласования с уполномоченным правительством федеральным органом. За разглашение информации, которая стала известна лицу в ходе выполнения им служебного или профессионального долга законодатель предусмотрел штраф в размере от 500 до 1000 рублей. Если это должностное лицо, то от 4 до 5 тысяч рублей. За предоставление информации иностранной стороне без предварительного разрешения государства обычный гражданин заплатит от 50 до 100 тыс. рублей. Должностное лицо – от 600 тысяч до 1 миллиона рублей. Юридическое лицо – от 1 до 10 миллионов рублей.

Такого рода законодательная инициатива коснется, в первую очередь, интересов российского бизнеса, общественных кругов и обычных граждан. Кроме того, Минкомсвязи РФ по поручению правительства подготовило новые поправки в закон о средствах массовой информации, согласно которым СМИ будет запрещено учреждать лицам, осужденным за преступления против основ конституционного строя, государственной и общественной безопасности. Также изменится порядок работы иностранных СМИ: им может быть отказано в распространении на территории России, если они будут замечены в злоупотреблениях свободой массовой информации или экстремистской деятельности. Поправки уже одобрены комиссией правительства по законопроектной деятельности.

Усматривается, что усиление контроля в России за оборотом информации влиять на объективность освещения событий независимыми российскими СМИ. Такими, например, как телеканал «Дождь». С принятием этого закона СМИ вынуждены будут согласовывать свои материалы со специальным государственным органом или адаптировать эфир под версии событий, что будут обнародоваться подконтрольными государству информационными ресурсами. В случае такого развития событий, российское общество вообще потеряет возможность получать достоверную информацию о событиях, происходящих не только в России, но и мире, давать им объективную оценку.

Эти изменения затронут интересы российских оппозиционных политических партий и общественных объединений, осуществляющих обмен информацией с иностранными партнерами и донорскими структурами и получающих от них внешнюю финансовую помощь. При этом, значительно ограничиваются их возможности обнародовать факты злоупотребления властью, коррупции и ненадлежащего проведения реформ.

В результате ограничения информационного обмена, деловые контакты российского бизнеса с западными партнерами, что уже и так гипертрофированы вследствие применения секторальных санкций, вообще могут прекратиться. Это касается и интересов украинского бизнеса, некоторые представители которого до сих пор сотрудничают с Россией из-за невозможности выхода на европейский рынок. Таким образом, стремление изолировать информационное пространство от внешнего мира только дополнительно подтверждает факт сворачивания демократии в России и ее стремление развернуться на 180 от Европы и всего западного мира и вернуться во времена Советского Союза и «железного занавеса».