Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
С Великобританией или без нее, Европа встает перед выбором

Вне зависимости от результатов референдума она не сможет жить дальше, как прежде.

© REUTERS / Dylan MartinezЛюди с плакатом «Да Европе» в преддверии референдума в центре Лондона
Люди с плакатом «Да Европе» в преддверии референдума в центре Лондона
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чем бы ни закончился британский референдум, Европа больше не сможет жить, как раньше. Если победит «да» за сохранение Великобритании в ЕС, нужно будет сделать ей выговор. В случае победы «нет» придется пересматривать задачи и границы ЕС во избежание распространения такой тенденции и развала европейского проекта.

Чем бы ни закончился британский референдум, Европа больше не сможет жить, как раньше. Если победит «да» за сохранение Великобритании в ЕС, нужно будет сделать ей выговор. В случае победы «нет» придется пересматривать задачи и границы ЕС во избежание распространения такой тенденции и развала европейского проекта.

Все согласны с тем, что все не может продолжаться дальше, как раньше. Но что же делать? Спектр мнений простирается от еврофобов до тех, кого политики называют «евробаранами». Первые хотят новых референдумов, чтобы разрушить ЕС. Вторые выступают за Соединенные Штаты Европы, федерацию, которая смогла бы преодолеть национальный эгоизм, гегемонию технократии и нехватку демократической легитимности.

К их числу относится бывший евродепутат Даниэль Кон-Бендит (Daniel Cohn-Bendit), который опубликовал книгу совместно с бельгийским либералом Ги Верхофстадтом (Guy Verhofstadt), и недавно отстаивал свою точку зрение на встрече с Франсуа Олландом. Он призвал президента воспользоваться созданной британским референдумом возможностью, чтобы выступить с инициативой, которая соответствовала бы размаху бушующих в Европе кризисов.

Сама идея не нова. Ее дорожную карту набросал давний друг Кон-Бендита Йошка Фишер (Joschka Fischer). 12 мая 2000 года он (тогда еще министр иностранных дел Германии) произнес на эту тему целую речь в Берлинском университете им. Гумбольдта. Он предложил федерацию национальных государств в духе Жака Делора (Jacques Delors) с самым активными членами ЕС. Во Франции тогда был период сосуществования Жака Ширака и Лионеля Жоспена (Lionel Jospin), и предложение Фишера разбилось о стену безразличия. Не в первый раз.

Париж и Берлин уже говорили об общих шагах по дальнейшему развитию Европы, только вот все так и осталось словами. Поэтому для скепсиса есть все основания. Французы меньше, чем через год будут выбирать президента, а немцам чуть позже предстоит определиться с новым парламентом. Разве сейчас подходящий момент, чтобы идти против общественного мнения, которое испытывает все большую тягу к популизму?

Значит, будут выдумывать частичные реформы. Недостатки такого подхода вполне могут перевесить преимущества. Первый вопрос: не стоит заходить слишком далеко, чтобы не пришлось изменять договоры? Поправки в существующее союзное соглашение, не говоря уже о принятии нового, потребовали бы проведения референдумов в ряде стран. В нынешних условиях их провал представляется более чем вероятным. Что однако не мешает, например, Николя Саркози предлагать некий Шенген-2 со стабильным президентом Frontex (занимается контролем внешних европейских границ) в «ЕвроШенгене» по примеру Еврогруппы с единой валютой.

Ален Жюппе (Alain Juppé) в свою очередь сосредоточился на экономике. Он предлагает согласование налоговых, социальных и бюджетных норм еврозоны, которая, судя по всему, должна стать ядром единой Европы, центром более широкого и слабого союза 27 или 28 членов. Кроме того, он предлагает общеевропейскую оборонную доктрину. Она представляет интерес, как с точки зрения ее составления (европейцам пришлось бы прояснить расхождения по ключевым интересам), так и возможных заключений. Усиление контроля на внешних границах и принятие общей позиции по праву на убежище довершают стремление Алена Жюппе к решению в плане «больше Европы».

При условии, как отмечает Эмманюэль Макрон (Emmanuel Macron), что Европу «освободят от того, чем она стала», то есть механизмом без проекта и видения, который нацелен лишь на урегулирование следующих один за другим кризисов. До наплыва сирийских и иракских беженцев с прошлого лета европейское руководство было поглощено экономическим кризисом и его последствиями, примером которых стала психологическая драма вокруг «выхода Греции». Тогда приоритетом считалось укрепление руководящих структур еврозоны: европейский министр финансов, европейское казначейство, парламент еврозоны и т.д. Идей было множество. Но ничего конкретного не было и, наверное, не будет с учетом расхождений в позициях Франции и Германии. Первой нужно, наконец, принять бюджетную дисциплину и провести реформы, а второй — согласиться пустить в оборот накопленный за последние годы профицит. Ни одна из сторон к этому пока не готова.

В таких условиях, почему бы не попытать удачи с общей политикой обороны и безопасности? Она будет тем необходимее, если британцы, ключевые союзники французов в этой области, выйдут из ЕС. Германия, чей военный бюджет за последние годы обошел французский в абсолютных показателях (но не процентах ВВП), по всей видимости, готова взять на себя больше ответственности и вполголоса поддерживает несогласие Франции с действиями НАТО у российских границ.

Чтобы вырваться из противоречия между стремлением к более значимой роли Европы в мире (этого хотят три четверти опрошенных Pew Research Center французов и немцев) и стремительно набирающим обороты евроскептицизмом, бывший министр иностранных дел и советник Франсуа Миттерана Юбер Ведрин (Hubert Védrine) предлагает собрать все вопросы и рассмотреть их на «новой конференции в Мессине» (где в 1955 году была заложена основа общего рынка). «Новая иерархия приоритетов должна выстраиваться вокруг безопасности европейцев и защиты европейского образа жизни в мире завтрашнего дня», — пишет он в Le Monde. Новый Шенген для эффективного контроля границ, европейский столп Североатлантического альянса, баланс между социальной защитой и индивидуальными творческими силами, учет экологических императивов без технократической уравниловки, новая роль Европейской комиссии, которая должна подавать пример национальным и местным властям, а не навязывать им свои решения.

И раз народы необходимо приобщить к решению их европейской судьбы, в странах-участницах конференции в один день должны пройти референдумы. На голосование должен быть поставлен не договор со множеством нечитабельных статей, а короткий политический текст с описанием основных планов новой Европы. С британцами или без них.