Не существует ледоколов, которые могли бы сравниться с атомными, и на прошлой неделе в России был спущен на воду самый большой корабль такого класса: 180 метров, 33,5 тысяч тонн, а его название — «Арктика». Неслучайно этот гигантский корабль сошел со стапелей именно в тот момент, когда Россия планирует расширить свое влияние в арктическом регионе.

Ледокол «Арктика», построенный в Санкт-Петербурге, является первым в классе кораблей, известных как ЛК60Я, а заказан он был российским государственным агентством «Росатом» (в будущем таких ледоколов будет три). В их задачу будет входить прокладывание во льдах прохода для проведения судов по Северному морскому пути. Сама его мощность свидетельствует о его значительной способности взламывать лед, а 80 тысяч лошадиных сил (60 мегаватт) позволят «Арктике» раскалывать морской лед толщиной в три метра. Этот ледокол будет проводить конвои по маршрутам, которые без его помощи являются непроходимыми.


«Ни один ледокол в мире не может сравниться с «Арктикой», — подчеркнул глава Росатома Сергей Кириенко в своем выступлении на церемонии спуска на воду. Он также заявил о том, что этот ледокол является самым современным из всех существующих. «Ледокол „Арктика“ означает, на самом деле, открытие реальных новых возможностей для нашей страны», — подчеркнул он.

Еще в 2011 году российский президент Владимир Путин сказал о том, что Северный морской путь может стать более важным маршрутом для мировой торговли, чем Суэцкий канал, поскольку он предлагает более короткий путь из Европы в азиатскую часть Тихого океана. Первыми судами, которые будут курсировать по этому пути, могут быть танкеры со сжиженным природным газом (СПГ), перевозящие российский природный газ на рынки Востока. Новые ледоколы будут играть ключевую роль в этой экспансии.

Водоизмещение предыдущего ледокола «Арктика», эксплуатация которого была прекращена в 2008 году, составляло всего около 23 тысяч тонн. Это означает, что представители нового поколения будут на 50% больше. Россия в настоящее время имеет в своем распоряжении шесть действующих атомных ледоколов, а также более 30-ти дизельных ледокольных кораблей.

Соединенные Штаты в настоящее время обладают тремя ледоколами, и все они находятся в ведении Береговой охраны. Они не являются атомными, и они намного меньше российских ледоколов — их водоизмещение составляет 13 тысяч тонн, а их мощность — лишь четверть от того, что есть у «Арктики». Тем не менее, ледокол «Polar Star» может справиться со льдом толщиной более двух метров. Однако существующий диспаритет вызывает озабоченность у некоторых комментаторов по поводу «отставания в области ледоколов», из-за которого русские получат преимущество в Арктике.

«Мы сегодня даже не находимся в одной лиге с Россией», — отметил командующий Береговой охраны Пол Цукунфт (Paul F. Zukunft) в 2015 году в интервью еженедельнику Newsweek. Многих беспокоит то, что русские будут лучше подготовлены для того, чтобы разрабатывать месторождения природного газа и нефти на арктическом шельфе, и это именно та территория, на которую претендует Россия.

Президент Обама ускорил реализацию плана по строительству еще одного ледокола для Береговой охраны, и он будет готов в 2020 году. По информации Береговой охраны, «для обеспечения постоянного доступа к обоим полярным регионам, а также для обеспечения интересов страны в области экономики, торговли, морского судоходства и национальной безопасности нужно будет иметь второй тяжелый ледокол». Стоимость каждого корабля этой категории составляет миллиард долларов, и такую сумму не так просто найти в условиях нынешнего экономического климата.

Теперь на «Арктику» будут устанавливаться ядерные реакторы, и его строительство завершится в 2017 году. Ледоколы этой же серии «Сибирь» и «Урал» будут готовы в 2018 и в 2020 году.