Российские истребители дважды нарушили воздушное пространство Финляндии 6 октября недалеко от города Порвоо.

Хотя Военно-воздушные силы Финляндии это не подтверждают, самолет или несколько самолетов, скорее всего, направляют на дежурство в аэропорт Хельсинки-Вантаа в тех случаях, когда движение российских истребителей и пассажирских самолетов в узком коридоре над Финским заливом усиливается. Во время совершения нарушений воздушного пространства важно, чтобы пересекающий границу самолет был опознан, можно было бы провести расследование инцидента и сделать надлежащее замечание.

Финский пилот истребителя Hornet сделал снимок самолета. После этого в факте нарушения не осталось никаких сомнений, хотя официально до сих пор сообщается о «подозрении» в нарушениях. В этот раз политическое руководство Финляндии не стало дожидаться разъяснений со стороны России и пригласило посла России в Финляндии на разговор.

В четверг российские самолеты вошли в пространство над Финским заливом без включения транспондеров. Летом президенты Саули Ниинисте (Sauli Niinistö) и Владимир Путин сообщили, что полеты с выключенными транспондерами представляют опасность для гражданских самолетов, и в международный договор нужно внести об этом поправку. Затем этот вопрос рассматривали, в том числе, на июньском саммите НАТО в Варшаве. Конкретный договор подписан не был, но эта тема по-прежнему обсуждается НАТО и Россией.

Произошедшее 6 октября в небе над Финским заливом свидетельствует о том, что у России нет намерений менять что-либо по собственной инициативе. Современная Россия демонстрирует свою военную мощь не только в регионе Балтийского моря, но и на территории Ближнего Востока, в Средиземном море и на территории восточной Украины. Будучи соседом России и форпостом ЕС, Финляндия находится в затруднительном положении посредника.


Когда Россия играет мускулами, это обычно отражается каким-то образом и на Финляндии. Россия действует как все крупные державы, то есть по своим собственным правилам. При большом желании Россия может продолжать нарушать воздушное пространство — даже с включенными транспондерами. В целом, деятельность воздушных сил и политиков в данном случае была принципиальной и безусловной.

Нарушение воздушного пространства нельзя принимать как должное, ситуацию сразу же нужно решать, что в этом случае и произошло.