Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Индийско-российский саммит в Гоа 15 октября сопровождался как символизмом, так и конкретикой. Совместное посещение премьер-министром Нарендрой Моди и президентом Владимиром Путиным торжественного открытия второго энергоблока АЭС в Куданкуламе и начало строительства третьего и четвертого энергоблоков показали уникальное сотрудничество в области атомной энергетики.

Двусторонние соглашения и неформальный разговор тет-а-тет между премьер-министром Моди и президентом Путиным в Гоа показали прочность индийско-российских отношений.

Индийско-российский саммит в Гоа 15 октября сопровождался как символизмом, так и конкретикой. Совместное посещение премьер-министром Нарендрой Моди и президентом Владимиром Путиным торжественного открытия второго энергоблока АЭС в Куданкуламе и начало строительства третьего и четвертого энергоблоков показали уникальное сотрудничество в области атомной энергетики. Через восемь лет после того, как было разрешено иностранное участие в гражданской атомной сфере Индии, Россия остается единственной страной, участвующей в этой отрасли. Премьер-министр Моди вспомнил русскую пословицу, описывая российско-индийские отношения: «Старый друг лучше новых двух». Неформальность общения двух лидеров один на один за обедом показала близость отношений.

Опоры партнерства

Двусторонние соглашения и совместное заявление содержали конкретные вещи. Три соглашения в сфере оборонного сотрудничества выделяются не только функциональной значимостью, но и быстрым прогрессом от объявления к подписанию. О решении наладить совместное производство вертолетов Камов Ка-226Т в Индии было объявлено в 2014 году, межправительственное соглашение было подписано в 2015 году, а соглашение об осуществлении прав участников подписали в Гоа. Договоры о покупке систем ПВО С-400 и строительстве фрегатов для флота еще быстрее прошли стадии от концепции до межправительственного соглашения. Это вдохновляющее отличие от обычно крайне медленного выполнения оборонных проектов. Два других решения могут возыметь далеко идущие последствия для индийско-российского оборонного сотрудничества: создание военно-промышленной конференции на министерском уровне для отбора новых проектов и урегулирования текущих проблем, и создание научно-технической комиссии для развития и обмена передовыми технологиями.

Эти соглашения укрепляют позицию России как основного оборонного партнера Индии. За минувшие десять лет на долю России приходилось до 70% индийского оборонного импорта, США, занимающие второе место поставляли 14%. Примерно 70% нашего орудия и оборудования — советского или российского происхождения. Диверсификация оборонных поставок будет растянутым процессом. Партнерство с Россией играет роль даже в этом процессе. Его можно использовать для получения выгоды от других партнеров. Будь технологии или другие российские поставки, но другим партнерам придется соответствовать российскому стандарту. Чем выше стандарт, тем лучше для нас.

Усилия по креплению невоенного партнерства с Россией тоже показывают прогресс. Соглашения по строительству пятого и шестого энергоблоков в Куданкуламе проходят завершающую стадию, и еще шесть энергоблоков проходят подготовительный этап. Значительное развитие переживает углеводородная отрасль: только за четыре последних месяца индийские компании вложили в российскую нефтегазовую промышленность 5,5 миллиарда долларов. Не менее значительна покупка консорциумом под руководством российского гиганта «Роснефть» компании Essar Oil и ее порта Вадинар на сумму, превышающую 13 миллиарда долларов. Создан совместный фонд с капиталом миллиард долларов при участии Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и нашего Национального фонда инвестиций и инфраструктуры (NIIF) для вложений средств в инфраструктурные и технологические проекты. Соглашение по сотрудничеству в сфере информационной безопасности позволит Индии пользоваться признанными российскими достижениями в кибернетической сфере. Увеличился обмен студентами между университетами и число совместных научно-технических проектов, финансируемых двумя правительствами.

Области, требующие улучшения


Однако усилия по развитию экономического сотрудничества с Россией все еще не дошли до нашего частного сектора, чье отношение основано во многом на прошлом опыте и на неприглядном имидже России, формируемом международными СМИ. Распространенное изображение российской экономики как разваливающейся не соответствует реальности. Данные Международного валютного фонда показали несколько прочных основ российской экономики: здоровый профицитный текущий баланс, низкая безработица (ниже 6%) недооцененные корпоративные ценные бумаги и внешний государственный долг, составляющий всего 13% от ВВП. МВФ недавно улучшил прогноз по российской экономике и теперь ожидает роста в размере 1% в 2017 году.

По поводу санкций тоже существует неверная информация. Санкции против России обязательны лишь для немногих государств — «Большой семерки» и Европейского союза — и затрагивают специфические области. Европейский бизнес нашел пути обойти их. Недавние инвестиции в Россию наших углеводородных компаний тоже показали путь. Совместный фонд РФПИ и нашего NIIF дает возможность избавиться от ошибочных представлений.

В совместном заявлении отмечена «нулевая терпимость по отношению к поддержке терроризма» и подчеркивается необходимость «лишить террористов убежищ». Оно призывает ликвидировать такие убежища и другую форму поддержки терроризма в Афганистане. Вполне понятно, о чем речь.

Россия высказалась в поддержку предоставления Индии места постоянного члена Совета безопасности ООН. Индия «признает» усилия России по политическому урегулированию сирийского кризиса. Призыв к полному выполнению Минских договоренностей 2015 года соответствует российской позиции по Украине.

Дипломатические нормы не позволяют публично говорить о темах, вызывающих беспокойство и обсуждавшихся за закрытыми дверьми. С индийской стороны это касается российско-китайских отношений и российско-пакистанского оборонного сотрудничества, продемонстрированного в ходе совместных военных учений, состоявшихся менее чем через неделю после атаки в Ури. Министерство иностранных дел Индии в брифинге для прессы заявило, что получило от России гарантии того, что Москва не пойдет на шаги, противоречащие интересам Индии в сфере безопасности. В частных беседах проведение совместных учений объяснялось действиями недружественных Индии элементов в российском истеблишменте. Индия не может принять такое объяснение, даже если оно правдиво. Как написал бывший министр иностранных дел Индии, эти учения — такая же провокация, какой стали бы совместные индийско-украинские учения в районе Крыма. Нужно найти способ предотвращать такие неприятные инциденты в будущем. По поводу поставок российского оружия Пакистану гендиректор «Ростеха», российского военно-промышленного холдинга, сказал, что, кроме четырех вертолетов Ми-35, других контрактов нет и не ожидается. Это можно приветствовать, но его слова потребуют дополнительной проверки реальностью.

Преследование стратегических отношений в глобальном геополитическом окружении требует разносторонних союзов. Россия проводит мультивекторную внешнюю политику, контактируя с широким спектром государств. Примерами служат отношения с Японией, Саудовской Аравией и Турцией. Партнерство с Китаем и заигрывание с Пакистаном тоже часть этой смеси. Индия точно также расширяет международные отношения, чтобы иметь как можно больше пространства для маневров.

Эта новая динамика не уменьшает политической и стратегической важности российско-индийских отношений. Партнерства Индия-Россия, Индия-США-Япония, Индия-Западная Азия не являются взаимоисключающими. Некоторые формы сотрудничества в рамках этих партнерств могут переплетаться благодаря общим интересам.

Честный и последовательный диалог на высшем уровне, подкрепляемый обратной связью, призван гарантировать, что партнеры остаются внимательными к серьезным заботам друг друга и избегают противоречивых публичных заявлений.

П. С. Рагаван — бывший дипломат, в 2014-2016 годах был послом Индии в России