В 1990 году Советский Союз заманивал Финляндию на международный рынок военной промышленности, предложив ей возможность участвовать в разработке нового экспортного варианта «многоцелевого истребителя-штурмовика». Советский Союз не раскрыл модели самолета, но он напоминал известный истребитель МиГ-29.

Сейчас министерство обороны Финляндии готовится к приобретению нового истребителя-бомбардировщика на редкость открыто. По крайней мере, по сравнению с тем, как оно скрывало свои действия 25 лет назад.



Бывшая министр обороны Элизабет Рен (Elisabeth Rehn) в 2014 году раскрыла информацию о том, что правительство премьер-министра Эско Ахо (Esko Aho) узким кругом тайно приняло решение о закупке американских истребителей Hornet. Решение протолкнули мгновенно.

Времени для политических дебатов не было, так как экономика Финляндии находилась в кризисе. Рен объяснила, что, если бы правительство хоть немного промедлило, денег у парламента вытянуть не удалось.

«Опасались, что дело не продвинется, если широкие круги депутатов парламента будут допущены до дебатов», − рассказывает Рен в своих воспоминаниях.

«Министрам не дали возможности получить дополнительную информацию, что было очень некрасивым поступком», − призналась она.

Самоубийственное предложение адмирала

Большая часть документов, касающихся решения о закупке истребителей Hornet, будет закрытой еще в течение нескольких лет, часть − на протяжении десятков лет. Но документы подготовительного периода, относящиеся к 1988-1991 годам, по большей части уже обнародованы.

Газета Iltalehti разыскала в архивах министерства иностранных дел документы лета 1990 года. К этому времени Финляндия уже практически вывела Советский Союз из игры за истребители.  Формально военная сверхдержава была повергнута с помощью условий закупок: русские не смогли сделать соизмеримые предложения.

Действительными причинами были экономические и политические. Советский Союз находился в экономическом кризисе. Не было гарантии того, что он смог бы изготавливать эти самолеты. Финляндия присматривалась к Западу.

В конце июля 1990 года Советский Союз сделал еще одно предложение.

Начальник Главного инженерного управления адмирал Юрий Гришин предложил Финляндии экономическое и техническое сотрудничество в разработке «многоцелевого истребителя-штурмовика нового поколения».

Конструкторы только приступили к разработке нового самолета. Модель была засекречена но «могла бы отвечать поставленным финнами требованиям к будущему истребителю-перехватчику, как с точки зрения его назначения, так и с точки зрения снаряжения».

Заместитель министра заинтересовался

Торговый советник Советского Союза в Финляндии Дмитрий Инкин и военный атташе Валентин Проничев расписывали заместителю министра обороны Аймо Паюнену (Aimo Pajunen), как совместное производство истребителя-бомбардировщика обеспечит работой финских субподрядчиков, хотя самолеты и будут делать в Советском Союзе.

Инкин красиво рассказывал, что финны могут внести вклад своим ноу-хау. Финнов торопили начать переговоры с Москвой как можно быстрее.

Паюнен не отверг идею сразу, он считал, что вопрос следует изучить. По мнению заместителя министра, совместный проект по созданию самолета мог бы открыть возможность для оживления восточной торговли, которая находилась в кризисном состоянии, и, в то же время, мог бы решить потребности финских военно-воздушных сил.

Вероятно, предложение Советского Союза касалось экспортного варианта самолета МиГ-29, который впоследствии стал известен как самолет МиГ-29М. Самолет был сконструирован для борьбы с американскими самолетами Hornet и F-16.

Возможно, это был тип самолета, производство которого так и не началось. Позже Россия продала эти недоработанные до конца проекты Китаю, который использовал их в разработках своей военной промышленности.

Министерство иностранных дел было против

Советский Союз хитрил, заманивая Финляндию в коммерческое военное сотрудничество.

Проигравший холодную войну Советский Союз пытался из последних сил заручиться тем, что Финляндия, подписавшая Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, не ускользнет в западный военный лагерь, не сблизится с НАТО, а на долгие годы будет связана промышленным военным проектом с Советским Союзом.

Министерство иностранных дел почувствовало западню. Было принято решение, что содержание предложения можно будет изучить подробнее только в том случае, если Советский Союз создаст из этого вопроса международную проблему.

Начальник отдела Министерства иностранных дел Яакко Бломберг (Jaakko Blomberg) назвал Министерству обороны шесть причин, по которым предложение о сотрудничестве не может представлять интерес для Финляндии:

— Интерес Финляндии заключается в том, чтобы получить необходимый истребитель за самую приемлемую цену и в четкие сроки.

— Самолет, созданный совместно с Советским Союзом, вряд ли будет запущен в производство достаточно скоро.

— У Финляндии нет средств для финансирования разработки самолета.

— Поскольку самолет предназначен для экспорта в третьи страны, Финляндия не будет иметь права голоса в выборе покупателей. Таким образом, речь может пойти об экспорте оружия, что может привести к серьезным политическим проблемам.

— Начало совместного проекта означало бы сотрудничество нового типа в области политики обороны, в котором Финляндия не заинтересована. Щепетильные технологические вопросы ограничивают Финляндию.

— Если советские самолеты не отвечают потребностям Финляндии, их не следует покупать.

Идею втихомолку похоронили в 1990 году. Советский Союз распался в 1991 году. Финляндия закупила самолеты Hornet в США в 1992 году.