Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пока Трамп отступает, Си Цзиньпин усиливает борьбу за влияние

© AP Photo / Leon Neal, Pool Photo via APПредседатель КНР Си Цзиньпин во время визита в Великобританию
Председатель КНР Си Цзиньпин во время визита в Великобританию
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока избранный президент Дональд Трамп грозит построить стену на границе с Мексикой и принудить азиатских союзников увеличить расходы на оборону, Пекин занят привлечением стран со всего восточного полушария на свою орбиту. Президент Си Цзиньпин, консолидирующий свою власть на родине, планирует в следующем году провести в Китае большой саммит «Один пояс — одна дорога».

Пока избранный президент Дональд Трамп грозит построить стену на границе с Мексикой и принудить азиатских союзников увеличить расходы на оборону, Пекин занят привлечением стран со всего восточного полушария на свою орбиту.

Президент Си Цзиньпин, консолидирующий свою власть на родине, планирует в следующем году провести в Китае большой саммит «Один пояс — одна дорога», как сообщают South China Morning Post источники, близкие к центральному правительству, добавив, что это событие будет проведено с тем же, если не с большим размахом, что и саммит двадцатки в Ханчжоу, на который прибыли 30 лидеров разных государств.

В то время, когда сформировавшиеся мировые державы борются со своими внутриполитическими проблемами, Си видит возможность для дальнейшего развития своего творения со странным названием, геополитической попытки распространения влияния Пекина в отдаленные уголки планеты.

Проект «пояс и дорога» охватывает 65 стран, включая Китай, и простирается через Юго-Восточную, Южную, Центральную и Западную Азию к Ближнему Востоку, Африке, Восточной и Центральной Европе.

Однако учитывая постоянно возникающие вопросы, связанные с глобализацией, и электоральный скепсис в развитых странах, вряд ли однопартийное государство, имеющее собственные глубокие экономические сложности, будет иметь возможность связать страны вместе в рамках программы, в которой ее критики видят китайский заговор, ставящий своей целью экспорт инфраструктуры и влияния Китая.

Вдобавок к этому уменьшающиеся валютные резервы Китая, снижение стоимости его валюты и укрепление контроля центрального правительства над крупными зарубежными инвестициями вызвали вопросы о том, хватит ли Китаю финансирования для осуществления своих амбиций.

Проект «пояс и дорога» был запущен Си в 2013 году в качестве попытки развить контакты Китая с другими странами вдоль древнего сухопутного и морского Великого шелкового пути за счет торговых и инфраструктурных проектов, включая высокоскоростные железнодорожные пути и энергетические трубопроводы. Однако волна популистских, антиглобалистских настроений, нашедшая выражение в поразительной победе Трампа на президентских выборах в США, поставила возможность легкого воплощения этого проекта под вопрос.

Предыдущие китайские зарубежные инфраструктурные проекты, включая энергетические и связанные с ресурсами в Африке, вызвали отторжение в местных сообществах, а также обвинения в адрес Пекина в эксплуатации и несоблюдении интересов местных рабочих.

Даже несмотря на то, что растущее число ключевых союзников США, таких как Канада и Великобритания, присоединились к пекинскому Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (АБИИ), учрежденному в рамках инициативы «пояса и дороги», недоверие к попыткам Пекина расширить его геополитическое влияние растет.

© AFP 2016 / StringerЖелезнодорожный состав с товарами из Китая через Казахстан и Турменистан впервые прибыл в Иран
Железнодорожный состав с товарами из Китая через Казахстан и Турменистан впервые прибыл в Иран


Джеймс МакГрегор (James McGregor), председатель консалтинговой и PR-компании APCO Worldwide на территории Китая, сказал, что уровень сотрудничества между Пекином и вступающей во власть администрации Трампа станет ключевым фактором, определяющим успех проекта «пояса и дороги».

Один из политических советников Трампа, бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси (James Woolsey) охарактеризовал неприятие действующей администрации Обамы к (АБИИ) как «стратегическую ошибку».

«При помощи проекта „один пояс — одна дорога“ и разнообразных дипломатических инициатив Китай стремится управлять миротворческими и экономическими инициативами в регионе, — заявил МакГрегор. — Однако это весьма усложнится, если США и Китай не найдут общего языка и не смогут сотрудничать в регионе для обеспечения безопасности и мира».

«Поэтому если Трамп пойдет на конфронтацию с Китаем в вопросах торговли и мер по обеспечению безопасности в Азии, то Китаю будет гораздо сложнее управлять своими инвестициями в Афганистане и на любых других территориях в регионе».

Однако профессор Ван Ивей (Wang Yiwei) из Института международных исследований в пекинском университете Ренмин, считает, что протекционизм Трампа, нашедший самое яркое свое выражение в обещании США выйти из торгового соглашения о транстихоокеанском партнерстве, откроет возможности для проекта «пояса и дороги», который бы смог, таким образом, «заполнить пробел на рынке».

«Уже давно страны всего мира следовали американским стандартам и американской модели развития. Теперь даже сами США пострадали от своей собственной системы, — заявил он. — США не вынесли урок из финансового кризиса, они не смогли адаптироваться и реформировать свою промышленность, а теперь винят во всем глобализацию».

Ван считает, что с проектом «пояса и дороги» Китай становится более устойчивым в отношении рисков, связанных с приходом к власти администрации Трампа и овладевающей Западом тенденцией антиглобализма.

«Проект [пояса и дороги] задуман для того, чтобы противостоять риску, связанному с западным рынком», — говорит Ван.

Уменьшение потребительской способности Америки в начале финансового кризиса вызвало избыточное производство в Китае, говорит он, и проект «пояса и дороги» стал новым способом увеличения китайского экспорта.


Председатель АБИИ Джин Ликун (Jin Liqun) сказал в начале ноября, что АБИИ «готов» выполнить свои первоочередные задачи, включая выдачу кредита в 1,2 миллиарда долларов до конца этого года. На сегодня банк выдал 829 миллионов долларов на шесть проектов в Пакистане, Таджикистане, Индонезии и Бангладеше.

Китай инвестировал около 14,8 миллиарда долларов в 49 стран из 69, расположенных вдоль Шелкового пути в прошлом году, что равно 12,6% всех внешних инвестиций страны, по данным министерства торговли. США и ЕС остаются самыми главными целями внешних инвестиций Китая, общий объем которых составил 146 миллиардов долларов в первые десять месяцев этого года.

Остается только гадать, сохранят ли китайские компании свой прежний энтузиазм к вложению денег в зарубежные проекты, когда Пекин запрещает зарубежные сделки на суммы, превышающие 10 миллиардов долларов до сентября следующего года и принимает жесткие меры в отношении зарубежных слияний, закупок и сделок, связанных с недвижимостью, превышающих 1 миллиард долларов, из-за беспокойства, вызванного оттоком капитала.

Однако экономисты, ссылаясь на ненадежность крепкого американского доллара, неуверенность в политике Трампа и необходимость Китая продвигать свои экономические реформы, говорят, что ограничения будут, скорее, кратковременной вынужденной мерой, а не постоянным препятствием.

«Ограничение внешних инвестиций — это шаг назад, но он не изменит долгосрочные перспективы Китая в вопросе вложения капитала», — говорит Тим Кондон (Tim Condon), главный экономист по Азии в ING.

Профессор Жан Дзядон (Zhang Jiadong), специалист по проекту «пояса и дороги» в шанхайском университете Фудан, считает, что последствия контроля за иностранными инвестициями мало скажутся на этом проекте. «Контроль Forex будет влиять лишь на скорость одобрения, но не будет сказываться на инвестициях в инфраструктуру, которые, как правило, подразумевают долгие подготовки к исследованию их выполнимости и формальностям финансирования», — утверждает он.

Государственные предприятия с их объемами капитала и строительным опытом являются главными участниками проекта. Расчет иностранной валюты — это лишь одна из многих длительных нормативных процедур, через которые им необходимо пройти, и, как правило, им требовалось одобрение государственных органов по контролю за активами и финансовая поддержка государственных банков.

«В целом инвестиции в „пояс и дорогу“ представляют лишь малую толику [их деятельности]», — говорит Жан.

Чен Фенджин (Chen Fengying), экономист Китайского института современных международных связей, сказал, что надзор за иностранной валютой не связан с проектом «пояса и дороги».

«Инвестиции в страны проекта — это основополагающее условие, проекту требуется большая поддержка со стороны правительства», — говорит Чен. «Проект нужно стимулировать, а не контролировать».

«Самая большая сложность на пути проекта «пояса и дороги» — это необходимость уменьшить подозрение таких стран, как Индия и Япония, еще одного крупного инвестора в проекты развития Азии, относительно стратегических намерений Пекина.

Министр иностранных дел Ван И сказал на собрании в Пекине в среду, 30 ноября, что Китай будет приспосабливаться к нуждам различных государств в продвижении проекта «пояса и дороги». АБИИ рассматривается как конкурент японского Банка азиатского развития и расположенного в Америке Международного валютного фонда.

© AFP 2016 / Fred DufourПрезидент Азиатского Банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) Джин Ликун
Президент Азиатского Банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) Джин Ликун


Жан Дзянпин, эксперт по политике «пояса и дороги» в Комитете по национальному развитию и реформам в Центре исследований международной экономики, считает, что Китаю мешает недоверие.

«Выход Америки из Транстихоокеанского соглашения вовсе не обязательно означает закат ее экономического могущества», — сказал он. «Всеми главными мировыми финансовыми и инвестиционными стандартами и институтами руководят США и Европа. Любая попытка Китая переписать эти правила обречена на скептис со стороны Запада».

Наблюдатели считают, что главное беспокойство инвесторов связано с прибылью по инвестициям и надежностью, поэтому именно развитые, а не развивающиеся страны стали основной целью проекта из-за их опыта в сфере рынка, технологий и управления. Недостатком развивающихся стран в инвестициях в программу «пояс и дорога», в рамках которой предусмотрено множество проектов с привлечением трудоемкого производства или ресурсов, стала нехватка опыта в области капитала, персонала и управления.

Пекин стремится построить десятки зон экономического сотрудничества, которые будут использоваться в целях облегчения двусторонней торговли и инвестиций и потенциального привлечения большего количества частных компаний. Однако для того, чтобы помочь китайским компаниям лучше интегрироваться в планы экономического развития других стран, требуется большее государственное участие в сфере политики и финансирования.

Лян Хаимин (Liang Haiming), главный экономист в Исследовательском институте China Silk Road iValley, говорит, что для Китая открываются новые возможности.

«Обесценивание юаня по отношению к доллару не затронет планы Китая по инвестициям в страны „пояса и дороги“, — говорит он. — Китайская валюта на самом деле укрепляется по отношению к большинству валют Юго-восточной Азии.

Движение капитала из развивающихся экономик в США даст хороший шанс китайскому капиталу для вхождения в эти страны».

Ежегодная китайская конференция Post в Гонконге в пятницу, 2 декабря, соберет бизнес-руководителей и политических советников вместе, чтобы они могли поделиться последней информацией о бизнес-возможностях и задачах, возникающих в рамках стратегии «пояса и дороги».