Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Трамп очень быстро учится

Контраргументы пулитцеровского лауреата, члена редакционной коллегии The New York Times, Серджо Шмеманна.

© AP Photo / Chris O'MearaПрезидент США Дональд Трамп
Президент США Дональд Трамп
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На днях на Украине побывала группа из 18 лидеров общественного мнения из США. Целью организованного Институтом мировой политики в партнерстве с Черноморским фондом регионального сотрудничества мероприятия было ознакомление экспертов ведущих аналитических центров и редакторов масс-медиа с реальной ситуацией на Украине.

На днях на Украине побывала группа из 18 лидеров общественного мнения из США. Целью организованного Институтом мировой политики в партнерстве с Черноморским фондом регионального сотрудничества мероприятия было ознакомление экспертов ведущих аналитических центров и редакторов масс-медиа с реальной ситуацией на Украине, процессом имплементации реформ, донесения украинской позиции, чтобы вдохновить их комментировать и освещать события в Украине в связи с российской агрессией сквозь призму позиции официального Киева, а не российских рупоров пропаганды.


«День» пообщался с членом редакционной коллегии The New York Times Серджем Шмеманном. Он в 1991 году получил Пулитцеровскую премию за освещение темы объединения Германии. 12 сентября 2001 года New York Times опубликовала на первой странице его статью о терактах, случившихся накануне.


Разговор мы начали с темы, которую недавно обозначил главный стратег в Белом доме Стив Бэннон, заявив, что американские СМИ до сих пор не поняли, почему выиграл Трамп.


«Трамп — это новый феномен для Америки»


Серджо Шмеманн: Это — правда, я и сам не понимаю, как это случилось. Проблема в том, что медиа в США главным образом расположены на восточном и западном побережье. А посередине расположены штаты, которые мы не совсем хорошо понимаем. Возможно, из-за этого мы не осознавали гнев и разочарование американцев. И результаты голосования стали сюрпризом. Ведь все опросы общественного мнения показывали, что победит Хиллари Клинтон. Поэтому действительно мы были удивлены результатом, и, следовательно, медиа должны начать изучать и выяснять, почему мы были введены в заблуждение. Но это происходит везде. Медиа в Великобритании также были введены в заблуждение опросами.


По моему мнению, мир вошел в новое состояние, когда все постоянные нормы, на которых существует Америка, испытывают изменения. Мы считали, что политики не наносят личные обиды друг другу, что люди голосуют в знакомой окружающей среде, понимая, что за понятием «консерватор» или «либерал» стоит то, что мы имеем в виду.


Трамп — это новый феномен для Америки. Он — популист, который сломал все правила. И каждый раз, когда он нарушал правила, мы думали, что с ним покончено, например, когда он оскорбил сенатора Маккейна и когда он высмеивал женщин или инвалидов. И вдруг мы поняли, что этот человек может говорить, что угодно, и люди воспринимают его таким, каким он есть, и когда он хочет разрушить устоявшиеся правила.


«Трамп очень быстро учится»


«День»: И как может развиваться ситуация дальше?


— Нам нужно выяснить, что случилось с нашей страной, что изменилось, и почему мы не заметили этого, в частности недовольства американцев. И это очень трудно, потому что и сами медиа изменяются. С появлением социальных медиа, интернет-изданий все меняется для нас и для Америки. Нам нужно разобраться, что это значит. Но, невзирая ни на что, мы боремся за то, во что верим.


Когда Трамп врет, мы говорим, что он врет. Мы не говорим, что он сказал это, а кто-то другой — то.


Для журналистов появилась новая цель: если он собирается играть по новым правилам, мы будем пытаться вернуть его к старым правилам, которые были испытаны временем, и это хорошие правила. Нельзя врать — должно быть стыдно, если ты поступаешь неправильно. Трамп очень быстро учится, и через две недели понял, что нельзя сделать все, что ты желаешь, что существуют ограничения на то, что ты говоришь, и как ты говоришь или делаешь.


Например, сегодня Трамп признал принцип единого Китая. Здесь он отступил. И мы будем следить за тем, будет ли Трамп учиться выполнять свои обязанности или будет пытаться изменить их.


«Я верю в традиционную журналистику, которая основывается на фактах и этике»


— Означает ли это, что американская система противовесов и балансов срабатывает, и в конечном итоге Трамп станет играть по правилам?


— Да, это происходит. Судебная система остановила его указ о запрещении на въезд из семи мусульманских стран. Трамп будет жаловаться и оказывать давление, но это не поможет. И я думаю, что республиканцы в Конгрессе начнут также оказывать нажим на него и не позволят ему делать то, что он захочет. Он думает, как бизнесмен: я — босс и могу отдавать приказы сделать то или другое. Да, он быстро учится, но нам нужно быть осторожными. Нам нужно защищать демократию. Кое-кто говорит, что демократия должна быть глаголом, а не существительным.


Мы достаточно тверды и не будем так легко сдаваться. Я лично очень сильно верю в традиционную журналистику, которая основывается на фактах и этике. Я провел всю свою жизнь в журналистике и не собираюсь поддаваться какому-либо давлению.


— Почему, по вашему мнению, Трамп не критикует Путина?


— Думаю, что это очень опасно для самого Путина. Любые заявления Трампа, как «Путин — мой друг», ничего не стоят, потому что национальные интересы стран очень отличаются. Трамп однажды может сказать: «Мой друг не делает то, что я хочу, чтобы он делал». А новый американский президент воспринимает обиды лично, и в данном случае это тоже будет воспринимать как личную обиду.


«Путин как мастер игры в шахматы не особенно обременен задачами»


— Вы в составе американской делегации встречались с Президентом Порошенко. Расскажите, какое у вас сложилось впечатление после этой встречи?


— Для нас очевидно, что на Украине многое происходит, многие люди разочарованы тем, что не так быстро все делается, как бы этого хотелось. Весь мир сейчас находится в хаотическом состоянии.


Мы увидели здесь огромную решительность людей, с которыми мы встречались, включая президента Порошенко. Все они признают наличие проблем, трудностей и необходимость что-то делать. Нужно отдать должное им, они пытаются разрешать проблемы. Думаю, что в конечном итоге так и случится, но все происходит очень медленно.


Борьба, которую Украина ведет против коррупции и за развитие страны, забирает все время, кроме того что вы еще ведете войну с Россией. Поэтому все это не может случиться очень быстро. Вам нужно терпение, потому что это медленный и болезненный процесс строительства. А при условии, что Европа и Америка находятся в состоянии хаоса, это очень сложно делать. Тем более, когда Путин как мастер игры в шахматы не особенно обременен задачами.


«Порошенко должен донести Трампу, что США приняли на себя определенные обязательства, и должны их выполнять»


— Как известно, во время телефонного разговора президенты Украины и США договорились о личной встрече. В Вашингтон уже поехал министр иностранных дел Павел Климкин, чтобы договориться о конкретной дате. Какие вопросы, по вашему мнению, должен затронуть украинский президент?


— Порошенко представляет национальные интересы Украины и должен четко донести Трампу, что Америка приняла на себя определенные обязательства, и должна их выполнять. Он также должен подчеркнуть, что Украина доверяет Америке, что Украина пытается построить демократию, а США должны твердо поддерживать Украину. Думаю, что именно так Порошенко представит этот вопрос Трампу. Но проблема в том, что мы не знаем, как будет действовать Трамп.


«Мы признали, что репортажи Уолтера Дюранти были неправдивыми»


— В 2003 году газета «День» присоединилась к акции за лишение Пулитцеровской премии журналиста The New York Times Уолтера Дюранти как апологета Сталина, который ввел в заблуждение весь мир относительно Голодомора-геноцида 1932-1933 годов в Украине, отрицая Голодомор. Хотелось услышать вашу оценку такой непрофессиональной деятельности американского журналиста и реакции самого издания?


— Мы признали, что его репортажи были неправдивыми, и The New York Times сняла его портрет, который висел в галерее редакции среди лауреатов этой премии.