Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С избранием Дональда Трампа в России стала звучать точка зрения о возможном улучшении российско-американских отношений. Это было обусловлено предвыборными обещаниями Трампа. Уже можно сказать, что диалог начался. Но не стоит ожидать, что улучшение произойдет очень скоро. В Америке и в Европе есть силы, выступающие против этого процесса.

С распадом СССР и Восточного блока считалось, что НАТО исчезнет, холодная война подойдет к концу. И внешняя политика, которую Россия преследовала в период Бориса Ельцина, столкнувшись с экономическими и внутренними проблемами, покорность Москвы перед Западом, прежде всего США, укрепляли эту мысль. Но дискомфорт в российском обществе из-за этой ситуации, смена власти в России (приход к власти Владимира Путина), покрытие Кремлем внутренних и внешних долгов за счет доходов от продажи энергоресурсов, относительное решение внутренних проблем и в связи со всем этим начало независимой и более активной внешней политики положило конец «романтическому периоду» в отношениях России и Запада и снова поставило с ног на голову балансы на международной арене. Окрепшая и пересмотревшая свою внешнюю политику Россия стала выступать против однополярного мирового порядка. Россию беспокоили цветные революции, поддерживаемые Западом, особенно на постсоветском пространстве, а также расширение НАТО.


Несмотря на это, ни в дипломатической, ни в политической, ни в экономической сферах отношения между сторонами не прерывались, и так продолжалось до тех пор, пока в 2014 году Россия не присоединила Крым.


Помеха диалогу


Присоединение Крыма к России фактически положило начало новой холодной войне между сторонами. США, подключив ЕС, стали применять санкции в отношении России, и коммуникация с Россией во всех областях была сведена к минимуму. Если бы Россия не была активным и даже в последнее время решающим игроком в сирийском вопросе, эта коммуникация полностью прервалась бы.


С избранием Дональда Трампа президентом США особенно в России стала звучать точка зрения о том, что антироссийские санкции будут сняты, отношения продолжат развиваться с того места, на котором остановились. Это прежде всего было обусловлено предвыборными обещаниями Трампа. Так, например, Трамп говорил, что признает референдум о присоединении Крыма к России, уменьшит финансовую и военную поддержку НАТО со стороны США, а в Сирии даже может быть решение «с Асадом». Поскольку все эти темы — одновременно важнейшие причины напряженности в отношениях США и России, эксперты склонны оптимистично подходить к вопросу о том, что при Трампе российско-американские отношения улучшатся.


Вместе с тем ожидать, что это произойдет очень скоро, ошибочно. И тому есть несколько причин. Прежде всего для таяния льда в российско-американских отношениях необходимо снятие санкций, введенных США против России. Если принять во внимание политическую систему в США, станет очевидно, что одной воли Трампа недостаточно для этого. Так, против России применяются санкции разного вида. Некоторые из них были приняты Конгрессом, одобрены бывшим президентом Бараком Обамой (Barack Obama) и как бы носят характер закона. При этом часть санкций была введена в рамках компетенции президента Обамы, в соответствии с его указом. В то время как ограничения, введенные в действие подписью Обамы, могут быть отменены по желанию нового президента, снять остальные санкции не так уж просто. Более того, даже в команде самого Трампа есть антироссийски настроенные лица. Дело Трампа в этом вопросе осложняет и то обстоятельство, что ЕС желает продолжать наказывать Россию.


Множество проблем в российско-американских отношениях, которые администрация Трампа унаследовала от Обамы, также затруднит скорое построение диалога. Помимо санкций, это сирийская проблема, крымский вопрос, взаимные шаги двух сторон по наращиванию вооружений в последнее время, продолжение расширения НАТО и размещение систем ПРО у российских границ, а также то, что страны Восточной Европы до сих пор рассматривают Россию в качестве угрозы и в этой связи просят поддержки как от НАТО, так и от США. Вот лишь малая часть этих проблем.


Станет ли Сирия площадкой сотрудничества


Несмотря на все это и вопреки тому, что и в Америке есть силы, выступающие против улучшения российско-американских отношений, и множество внешних игроков, таких как ЕС и Восточная Европа, настроены аналогично, можно сказать, что диалог начался. То, что после вступления Трампа в должность президента между лидерами двух стран состоялся телефонный разговор и в ходе этой беседы стороны старались избегать тем, способных препятствовать диалогу, — обнадеживающее событие для будущего российско-американских отношений. Еще один момент, который в этой связи следует упомянуть: официальные лица двух стран воздерживаются от резких заявлений, комментариев по касающимся друг друга вопросам.


Другим показателем начала диалога можно считать проведение Россией и силами коалиции совместной операции против ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) в Эль-Бабе. При администрации Обамы аналогичные усилия не дали результата. И впервые с момента начала Россией военной операции в Сирии осенью 2015 года Россия и силы коалиции действовали сообща против террористов. Этот шаг способен ускорить урегулирование сирийской проблемы, а также уменьшить напряженность в российско-американских отношениях. В этом же контексте следует рассматривать тот факт, что США были приглашены на переговоры по Сирии в Астане. Сирийский вопрос и особенно в части, связанной с борьбой с ИГИЛ, может стать вторым шагом в российско-американском диалоге. В этой области стороны имеют хороший опыт. В 2001 году Россия и США развивали сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом, несмотря на все проблемы в отношениях. Но все же более определенные комментарии можно будет дать только после личной встречи Путина и Трампа, которую планируется провести в ближайшие месяцы.


В период, когда будущее российско-американских отношений продолжает оставаться в центре внимания международной общественности, происходит событие, которое сводит на нет все прогнозы. На днях высокопоставленный советник Трампа Майкл Флинн (Michael Flynn) ушел в отставку. Предполагается, что причиной отставки Флинна стали его телефонные переговоры с послом России в США Сергеем Кисляком и обсуждение в ходе этих переговоров таких тем, как ответ Москвы на решение Обамы о новых санкциях. Но Флинн вел эти беседы еще до своего вступления в должность и поэтому не имел права общаться с российским послом. Исходя из этого, Флинну пришлось уйти в отставку якобы под давлением сената, и таким образом «самый» пророссийски настроенный человек в команде Трампа оказался вне игры. Но причина отставки — не «связь Флинна с Россией», а то, что он отрицал факт этих переговоров или, иными словами, лгал. Ложь — «преступление», которое американская политика никогда не прощает. Тем не менее, вне зависимости от причин, отставка Флинна, который выступал за урегулирование отношений с Россией, — негативное событие с точки зрения будущего российско-американских отношений. Данное событие можно понимать в том ключе, что Россия потеряла своего важного сторонника, а Трамп не сможет сопротивляться оказываемому давлению. Это подразумевает, что Трампу придется трудно и в вопросе о России, и в других вопросах. Тем не менее улучшение российско-американских отношений имеет важное значение с точки зрения мира во всем мире и решения региональных проблем.


Ильяс Кемалоглу — преподаватель исторического отделения Университета искусств им. Мимара Синана.