Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Положительные эффекты брюссельского скандала

Как создать сильную державу

© REUTERS / Slawomir Kaminski/Agencja GazetaЛидер правящий партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский
Лидер правящий партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Политик из «Права и справедливости» сказал недавно, что его партия хочет видеть ЕС сильной державой. Если это правда, можно лишь поаплодировать. Однако державы создают последовательно, шаг за шагом или при помощи силы, или при помощи консенсусов. Для первого варианта у нас нет ни возможностей, ни желания. Компромиссы скучны, а порой болезненны, но есть ли у нас какой-то другой разумный путь?

Политики партии «Право и Справедливость» (PiS) наперебой заявляют, что Польша не собирается выходить из Европейского Союза. Они говорят, что ей не по пути с сепаратистами вроде Ле Пен или Вилдерса (Geert Wilders), наоборот, она хочет укреплять Евросоюз при помощи реформ, которые сделают его работу более эффективной. Скандал с польским сопротивлением против переизбрания Дональда Туска (на пост председателя Европейского совета, — прим. пер.) наконец принес какие-то положительные эффекты: Варшава говорит ЕС уверенное «да». Хотелось бы надеяться, что так будет и дальше. Провал нашей дипломатии в Брюсселе следует прикрыть сейчас конструктивными проевропейскими инициативами. Ни шага в сторону выхода из ЕС. Тот, кто решит свернуть в противоположную сторону, станет предателем национальных интересов.

 

Сплотить Евросоюз

 

Геополитика неумолима. Слабый ЕС — это слабая Польша, а Польша за его пределами — это катастрофа. Сложение всех потенциалов от экономического и демографического до военного четко показывает, что Польше даже в союзе с братскими народами Междуморья будет сложно равняться с Россией, а тем более с Германией (если нам придется конкурировать, а не сотрудничать с ней, как сейчас). Нам ни в коем случае нельзя возвращаться к тому геополитическому кошмару, когда польское государство в полном одиночестве выживало между этими двумя странами. Этот кошмар не повторится, пока мы остаемся в ЕС, а сам ЕС продолжает существовать. У нас нет сильной державы и даже задатков на то, чтобы стать ей в локальном масштабе. Никаких шансов на появление польской сферы влияния не видно: в нее не переродится ни Вышеградская группа, ни концепция Междуморья. Мы можем и обязаны вести активную европейскую политику, однако, нам следует усмирить наши амбиции и не расшатывать сплоченность защищающих нас внешних структур — Евросоюза и НАТО, тем более что она оставляет желать лучшего. Польше следует цементировать ЕС, а не прикладывать руку к его распаду. Возможность создать в полной мере независимые системы снабжения энергоносителями и вооружениями (и в целом — проводить в долгосрочной перспективе суверенную политику) будет у нас лишь под защитным зонтом европейского сообщества и Альянса, а отнюдь не за их пределами. ЕС защищает нас в юридическом и экономическом плане, дает силы, которые рождаются благодаря применению принципа солидарности. Без ЕС не было бы европейских санкций против России, а мы лишились бы всех шансов в судах, занимающихся темами газопроводов «Северный поток» и OPAL.

Примеров и аргументов можно привести множество, но зачем? Ведь это все кажется очевидным. Прискорбно, что кризис в Брюсселе вызвал разговоры о разрыве Польши с ЕС. Нельзя не упомянуть о том, кому на самом деле выгоден такой разрыв: России. Именно с ней собираются брататься сепаратисты вроде Ле Пен, Вилдерса или «Альтернативы для Германии». Они искушают нас своими сладкоголосыми речами, но с объективной точки зрения выступают врагами Польши.

 

Возводить на руинах

 

Так что в плане практического функционирования ЕС нам ни в коем случае нельзя бойкотировать заседания Европейского совета или отрицать роль, которую играет в нем его председатель, избранный вопреки протестам польской делегации. Польше следует принимать конструктивное участие во всех дискуссиях и встречах, которые будут касаться темы будущего Евросоюза, вносить предложения, разговаривать, заново искать союзников, которые разделяют наше мнение, то есть стараться остановить или хотя бы ограничить претворение в жизнь идеи «Европы двух скоростей».

 

Во имя единства и сплоченности Европы Варшаве следует быть даже гиперактивной, прожужжать европейским партнерам все уши о наших инициативах. Мы должны восстановиться на руинах нашего дипломатического провала в Брюсселе. Другого пути возвращения нашей страны к роли неотъемлемого, а одновременно рационального и предсказуемого партнера ЕС, нет. Мы не обязаны любить европейские институты, мы можем вести с ними споры, но делать это нужно спокойно и конструктивно. Как иначе мы сможем убедить других в ценности своих идей?

 

Шаг за шагом

 

Один политик из «Права и справедливости» сказал недавно, что его партия хочет видеть ЕС сильной державой. Если это правда, можно лишь поаплодировать. Это достойная политическая цель, проявление здоровых амбиций. Однако державы создают последовательно, шаг за шагом или при помощи силы, или при помощи консенсусов. Для первого варианта у нас нет ни возможностей, ни желания. Компромиссы скучны, а порой болезненны, но есть ли у нас какой-то другой разумный путь?