Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Христиане Ирака: «От правительства мы слышим только громкие слова»

© AP Photo / Khalid MohammedБорец с шиитского народного ополчения
Борец с шиитского народного ополчения
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Истыфа Хабаш и Натык Карьякоз — христиане, жившие в Ираке до того, как силы ИГИЛ захватили их родные города. Они по-разному смотрят на происходящее сейчас в стране. Истыфа боится возвращаться, так как в провинции Найнава по-прежнему небезопасно. Карьякоз верит в улучшение ситуации и призывает оказывать давление на местные власти. Однако большинство на стороне Истыфы.

Истыфа Джамиль Хабаш и Натык Карьякоз — иракские христиане, жившие в провинции Найнава. После захвата «Исламским государством» (запрещено в РФ — прим. ред.) их населенных пунктов оба были вынуждены уехать. После освобождения его родного города Телскуф Карьякоз вернулся, в то время как Истыфа считает, что условия для возвращения в его город еще не настали.


Истыфа не вернется


Сразу же после освобождения иракскими силами округа Хамдания, который находится на юге провинции Найнава восточнее Мосула, Истыфа вместе с другими жителями отправился посетить свой родной город Хамдания (центр одноименного округа — прим. пер.), из которого два с половиной года назад они бежали из-за прихода ИГ. Однако, остаться там снова он не смог.


По его словам, «они (боевики ИГИЛ) методично разрушали наши районы, чтобы мы не смогли туда вернуться». При этом Истыфа добавляет: «Некоторые жители в населенных пунктах, граничащих с нашей областью, являются членами организации ИГ. Они стали причиной того, что случилось с нами, но законное наказание они еще не получили».


В провинции Найнава живет много представителей религиозных меньшинств Ирака. Они сконцентрированы преимущественно в двух округах: первый — Хамдания, второй — Телль-Каеф, где расположен город Телскуф, а также область Башика в округе Мосул.


Это преимущественно христианские районы, но там также присутствуют другие меньшинства, например, езиды и шабаки. Во время освобождения этих районов иракскими силами и ополчениями пешмерга, христианские группы участвовали в обороне городов наряду с вышеупомянутыми отрядами.


Истыфа называет несколько причин, которые мешают ему вернуться в Хамданию. «В плане безопасности ситуация является неустойчивой, все силы возглавляют сразу несколько лидеров. Мы боимся внутренней борьбы между ними в будущем».


В Хамдании и прилегающих районах сейчас действуют силы иракской армии, местная полиция и христианские отряды (отряды «Вавилон» под руководством «Сил народной мобилизации», отряды защиты провинции Найнава).


Истыфа призывает к созданию системы самоуправления в Найнаве, а также обеспечению ей международной защиты до тех пор, пока ситуация в Ираке не стабилизируется. Также он просит установить компенсации пострадавшим.


Карьякоз: мы вернулись, чтобы оказать давление


С другой стороны Натык Карьякоз, объясняя причины, которые побудили его вернуться в его родной город Телскуф, рассказал, что «нам пообещали обеспечить безопасность в городе. Мы вернулись, чтобы оказать давление на федеральные и местные власти и требовать предоставления для нас основных услуг».


Карьякоз указывает, что местное управление провинции Найнава еще не стучалось в двери жителей Телскуфа, вернувшихся в город. Оно не предоставило им никаких услуг, например, таких как электричество, обеспечение работы школ или коммунальные услуги. Карьякоз отмечает, что «даже сеть для водоснабжения питьевой водой в городе была отремонтирована одной из международных организаций».


Христиане живут в различных частях Ирака, и большая часть из них живет в провинции Найнава. Согласно официальной статистике, до 2003 года число христиан в Ираке составляло 2,35 миллиона человек. 180 тысяч из них жили в Мосуле, около 200 тысяч в провинции Найнава.


Это число уменьшилось из-за террористических операций, которым христиане подверглись в Мосуле, и в результате их число сократилось до 25 тысяч на момент прихода ИГИЛ.


После оккупации ИГИЛ Мосула и Найнавы, христиане были вынуждены бежать в более безопасные районы иракского Курдистана, откуда большинство мигрировало в другие страны — Америку, Австралию, страны Европы и Ливан.


В настоящее время число христиан в Ираке не превышает 350 тысяч.


Многочисленные вопросы


Отец Габриель Джорджес Томас, один из монахов монастыря в городе Аль-Кош на северо-востоке провинции Мосул, краток в описании трагедии христиан Мосула. «Эти люди заплатили высокую цену, они потеряли все… но даже если мы вернемся, придется возвращаться к развалинам? Есть ли гарантия, что эта трагедия не повторится, и в освобожденных районах будут обеспечены безопасность, мир и стабильность?»


Отец Томас утверждает, что соперничество политических партий в Багдаде на местах, сопровождаемое административной коррупцией, не позволяют жителям вернуться в свои районы. «Со стороны правительства звучат только громкие слова, которые мы слышим в новостях. Как люди могут доверять этим партиям, правительству и парламенту?».


Мэр Телскуфа Басим Бло считает невозможным задержку в возвращении некоторых христиан в освобожденные районы, вызванную плохой работой правительства. Однако в то же время он не отрицает, что у многих людей просто отсутствуют планы вернуться и снова жить в этих областях.


Говоря о нежелании жителей возвращаться, он отмечает, что «это происходит по многим причинам. В том числе это связано с потерей доверия к соотечественникам из-за того, что случилось с христианами и езидами».


По его мнению, «выстраивание этого доверия требует усилий и времени. Наряду с этим, ситуация в области безопасности в некоторых из освобожденных районов остается совершенно нестабильной, поэтому для того, чтобы быть полностью уверенным, следует принимать больше мер по обеспечению безопасности».


Басим Бло утверждает, что «христиане до сих пор остаются маргинальной социальной группой», и призывает правительство принять практические меры для обеспечения их возвращения. Тем не менее, он полагает, что одна из причин задержки вызвана «системным кризисом в стране, а также сложностью сложившейся политической ситуации».