Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин понимает только силу

О заявлении госсекретаря Тиллерсона не усиливать санкции против России.

© AP Photo / Steve HelberКандидат на пост госсекретаря США Рекс Тиллерсон на сенатских слушаниях
Кандидат на пост госсекретаря США Рекс Тиллерсон на сенатских слушаниях
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Еще не успел Сенат претворить в жизнь достигнутую между республиканцами и демократами договоренность с целью наказания России и ограничения влияния Трампа на послабление санкций, как его администрация пытается поставить ее под сомнение. Тиллерсон, в частности, заявил: «То, что мы хотели бы, — это гибкость по снятию напряженности, когда мы чувствуем, что наши усилия не способны обеспечить более тесное сотрудничество».

Еще не успел Сенат претворить в жизнь достигнутую между республиканцами и демократами договоренность с целью наказания России и ограничения влияния Трампа на послабление санкций, как его администрация пытается поставить ее под сомнение. Напомним, что в ответ на нарушение территориальной целостности Украины, дерзкие кибер-атаки и вмешательство в ход американских выборов, а также на продолжающуюся агрессию в Сирии сенаторы подготовили поправки к законопроекту о санкциях против Ирана, который сохраняет и значительно расширяет санкции против правительства России и в то же время исключает возможности администрации по отмене или смягчению введенных ограничительных мер. Об этом «День» писал детально во вчерашнем материале под названием «Конгресс перебирает рычаги влияния». Что означают договоренности в Сенате США по поводу введения новых санкций против РФ?».


Госсекретарь США Рекс Тиллерсон, в частности, заявил на слушаниях в комитете по иностранным делам Сената: «То, что мы хотели бы, — это гибкость по снятию напряженности, когда мы чувствуем, что наши усилия не способны обеспечить более тесное сотрудничество со стороны России в антитеррористических усилиях и урегулировании сирийской гражданской войны». Тиллерсон добавил, что у США и России «есть некоторые новые каналы, которые открыты, где мы начинаем говорить, и я бы не хотел их закрывать».


Председатель комитета по иностранным делам Сената США Боб Коркер отверг негативные замечания Тиллерсора относительно соглашения о санкциях, заявив журналистам: «Я бы не критиковал законопроект, который детально не изучил». По его словам, соглашение появилось после 22 часов, потому администрация еще не «ознакомилась с окончательными деталями».


Коркер, которого Трамп, кроме Тиллерсона, рассматривал на должность руководителя Государственного департамента, также предусмотрел, что Трамп в конце концов подпишет соглашение о санкциях против России, если этот документ ляжет на его рабочий стол.


Между тем Палата представителей еще не приняла на себя обязательства поддержать двустороннее соглашение Сената. Председатель Комитета по вопросам иностранных дел в Палате представителей Эд Ройс на слушаниях комитета заявил, что он «работает над попыткой обеспечить двухпартийную поддержку» предложений, направленных на наказание правительства Путина после российских кибер-атак, направленных на искажение выборов в 2016 году. Ройс подчеркнул, что санкции против России уже существуют, но добавил, что «мы рассматриваем способы послания дополнительного месседжа».


Намного острее раскритиковала заявление Тиллерсона пресс-секретарь Демократической оппозиционной группы American Bridge Сабрина Сингх. «Выглядит так, что администрация, которая заявляет, что будет ставить интересы Америки на первое место, делает все наоборот. И противостояние двусторонним санкциям, к сожалению, является лишь последним примером этой администрации, для которой приоритетными являются российские интересы за счет нашей страны», — заявила она в комментарии Politico.


«Только через увеличение цены за агрессию Путин станет более договороспособным»


Анна Гопко, председатель Комитета Верховной рады Украины по иностранным делам:


— За 3,5 года российской агрессии против Украины никакого прогресса по выполнению обязательств — обстрелы ежедневно продолжаются на востоке, в Крыму усиливается давление на активистов, инакомыслящих. Как раз время для Запада делать выводы: санкции против режима Путина как инструмент давления (а не стратегии) нужно усиливать. Только через увеличение цены за агрессию Путин станет более договороспособным. Иначе будет имитация желания что-то выполнять, что мы наблюдали все годы с момента вторжения войск РФ на нашу территорию, ежедневные человеческие жертвы. Все попытки США договориться с РФ по Сирии завершались трагедиями в Алеппо. Поэтому Тиллерсон, как и вся нынешняя администрация Трампа, должен выучить уроки предыдущей администрации, чтобы достигать сдвигов в мирном урегулировании конфликтов, а не политикой умиротворения приводить к новым жертвам и новым конфликтам. Путин понимает только силу. От успеха на Украине зависит и успех в Сирии, потому что именно победа на Украине сверхважна для путинских амбиций.


«Тиллерсон не в той позиции, когда он может диктовать двум сенатским комитетам»


Лилия Шевцова, российский политолог, Москва:


— Давайте вначале определим общий фон разговора о санкциях и отношениях Белого Дома с Кремлем. Этот разговор происходит в ситуации, когда Америка оказалась без концепции внешней политики, как систематизированного набора действий по достижению определенных целей. После прихода в Белый Дом Трампа американская политика превратилась в набор судорожных действий, из которых одни противоречат другим либо полностью отрицают предыдущие. Это политика «флип-флоп», как говорят сами американцы. Короче, политика «отрицания- отрицания» или «туда и обратно», как хотите. Можно найти и иные метафоры для определения метаний Белого Дома. В этой ситуации бессмысленно ожидать последовательных действий Вашингтона и в отношении России.


Правда, администрация, включая и Госсекретаря, обнаруживает устойчивое стремление к «нормализации» отношений с Россией. Но непонятно, в чем может состоять эта нормализация и на какие уступки Кремлю готов идти Трамп и Тиллерсон. А без уступок Путину — какая нормализация? Но даже уступки Кремлю еще ничего не означают.


Консенсус обеих партий по вопросу нового пакета санкций в отношении России, пусть и в отношении «коррумпированных российских лиц», но не секторов, конечно, сужает маневренность Белого Дома в его попытках диалога с Москвой. Более того, новый пакет не позволит Трампу легко отказаться от санкций и сделает более «твердым» секторальный пакет санкций. В нынешней ситуации, когда любой шаг в направлении Москвы может делегитимировать президентство Трампа, он вряд ли рискнет блокировать этот пакет.


Так, что возникла ситуация, которая сужает возможности Тиллерсона в заключении сделок с Москвой по Сирии и Украине. Но одновременно сенатский консенсус по санкциям может стать оправданиям неспособности Госдепа добиться снятия напряженности в отношениях с Россией.


В любом случае Тиллерсон не в той позиции, когда он может диктовать двум сенатским комитетам — он не будет портить отношения с Конгрессом. Кстати, сам санкционный пакет против России (и Ирана) вовсе не блокирует диалог Вашингтона и Москвы по «деконфликтизации» в районах боевых действий в Сирии.


Итак, что мы имеем в итоге. Американский конгресс набрасывает новую узду на Белый Дом, ограничивая его маневр в отношениях с Россией, и предупреждает Европу против ослабления санкционного режима в отношении России. Но заметим, что картина все же более расплывчата. Мы должны учитывать и тот факт, что целый ряд бизнес структур и лоббистских сил как в самой Америке, так и в Европе уже нашли обходное пути для ведения дел с Россией. Правда, эти «loopholes" не позволяют России вернуться к прежней благоприятной международной экономической ситуации. И это уже надолго.


«Конгресс будет давить на Трампа, потому что не доверяет президенту в его отношениях с Россией»


Адриан Каратницкий
, старший сотрудник Атлантического Совета США, управляющий партнер Myrmidon Group LLC, Вашингтон:


— Каждая администрация добивается максимальной гибкости в проведении своей внешней политики. Тиллерсон четко просит Конгресс дать ему и Трампу способность маневрировать. Проблема в том, что Конгресс сильно подозревает российские взгляды Трампа и хочет ограничить его рамками жесткой политики. Кроме того, растущее недовольство российскими кибератаками и вмешательством в американские выборы создали ястребинную среду. На мой взгляд, Конгресс будет давить на Трампа, потому что не доверяет президенту относительно его отношений с Россией. Вот почему лидер большинства Макконнелл поддержал новое жесткое обязывающее законодательство.


Дискуссия в Конгрессе происходит во время визита президента Порошенко в Вашингтон. Его визит поможет прояснить взгляды президента Трампа на Россию и Украину. Сила украинского президента как дипломата, умение маневрировать в Вашингтоне, и сроки его визита, могут помочь продвинуть интересы Украины в Конгрессе и Белом доме.


«Я не вижу тех каналов, которым угрожает конгресс принятия нового законодательства»


Стивен Пайфер
, старший научный сотрудник Института Брукингза, экс-посол США на Украине, Вашингтон:


— Для Соединенных Штатов пора восстановить некоторые каналы коммуникации с русскими, например переговоры о стратегической стабильности, а также военный диалог, который бы помог избежать просчетов, поскольку американские / НАТО и российские военные подразделения действуют совсем близко друг к другу. Это не уступка Москве. Я не вижу тех каналов, которым грозит Конгресс принятием нового законодательства о санкциях против России.


Я могу понять, почему госсекретарь Тиллерсон предпочитает не узаконивать санкции в виде закона. Если санкции базируются лишь на распоряжениях Президента, администрация имеет гибкость в увеличении или уменьшении их в ответ на развитие ситуации. С другой стороны, санкции Конгресса часто очень трудно отменить, даже если цели санкций были достигнуты. Посмотрите, как долго было нужно, чтобы Конгресс отменил положения Поправки Джексона-Вэника для Украины (2006 год) и России (2012 год), хотя обе страны выполнили его положение в середине 1990-х годов. Поэтому я, как правило, предпочитаю, чтобы санкции были основаны на исполнительных приказах. Однако на этот раз я поддерживаю действия Конгресса, потому что президент Трамп может облегчить санкции против России, без того, чтобы Москва сначала имплементировала Минские договоренности или другими словами не перешла к урегулированию конфликта с Украиной на Донбассе.