Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прошло больше четверти века с тех пор, как между Ереваном и Москвой установились дипломатические отношения. Сегодня российско-армянские отношения, как заявляют на высшем уровне, имеют характер стратегического партнерства. Однако очевидно, что партнерство можно считать эффективным, если оно соответствует интересам обеих сторон.

Прошло больше четверти века с тех пор, как между Ереваном и Москвой установились дипломатические отношения. Сегодня российско-армянские отношения, как заявляют на высшем уровне, имеют характер стратегического партнерства. Очевидно, что партнерство можно считать эффективным, если оно соответствует интересам обоих сторон, не менее очевиден также тот факт, что, несмотря на стратегическое партнерство, Россия, как и любая другая страна, пытается в первую очередь продвигать и защищать свои национальные интересы. Чтобы взаимоотношения с Москвой не стали для Еревана игрой с нулевой суммой, необходимо надлежащим образом донести до структур власти Кремля четко сформулированные армянские интересы и «красные линии», которые переходить нельзя. В связи с этим становятся актуальными вопросы эффективного сотрудничества с Россией и поиска работающих механизмов для влияния на внешнеполитические решения Москвы, касающиеся южно-кавказского региона.


Безусловно, основной и главный механизм двухстороннего сотрудничества- это прямая связь на разных государственных уровнях (встречи на высшем уровне, телефонные разговоры между главами государств, взаимные визиты министров иностранных дел и чиновников разного ранга, функционирование дипломатических представительств и так далее). Для эффективной работы с Россией Армении, в первую очередь, необходимы сильные дипломатические ресурсы.


Иными словами, Армении нужны посольства и консульства, через которые будет возможно своевременно донести до принимающих решение лиц в Кремле позицию Армении по важным вопросам. Сегодня в экспертной среде доминирует то мнение, что деятельность дипломатических представительств Армении в России неэффективна и не соответствует сложившимся реалиям. Ярким тому доказательством стали события апреля 2016 года, когда армянская дипломатическая миссия сохраняла молчание и была непозволительно пассивной.


Общественная дипломатия


При отсутствии достаточно эффективных дипломатических представительств, для Армении важным инструментом влияния может стать общественная дипломатия. В этом направлении Ереван, во-первых, должен развивать инструменты информационного влияния на общественное мнение в России, путем усиления русскоязычных армянских СМИ, выражающих армянскую позицию по всем важным вопросам, а также создания новых ресурсов. Во-вторых, необходимо сформировать государственный армянский фонд, имеющий филиалы в России, с целью финансирования поддержки армянских и российских общественных организаций, научно-аналитических центров и молодых ученых, изучающих актуальные для Армении проблемы. Такие фонды есть во многих странах, в том числе — России, и в случае надлежащего государственного финансирования они могут стать ценным внешнеполитическим инструментом в руках России.


Помимо этого, нужно всячески поддерживать деятелей армянского происхождения, которые активны в общественно-политической сфере и на медиа-арене. Через них станет возможным формирование общественного мнения и определенного дискурса по необходимой повестке. В этом контексте работа с российскими СМИ должна быть одной из ключевых направлений Армении и армянских групп влияния в России. Публикация материалов в ведущих российских СМИ, а также участие в рейтинговых телевизионных передачах позволит сформировать соответствующую армянским интересам повестку, донести армянскую точку зрениялицам, принимающим решения, в том числе, не устами армян.


Продвижение «собственных» кандидатов в Государственную думу России


Кроме общественной дипломатии, Армения должна полноценно использовать армянский фактор в России с целью защиты государственных интересов. В России проживает самая большая армянская община, которая, согласно данным последней переписи населения, насчитывает 1 миллион 182,4 тысяч человек. Эти цифры не отражают в полной мере реальность, поскольку принято считать, что на самом деле в России проживает до 2,5 миллионов армян, что является потенциальным инструментом влияния на внешнеполитические решения России. Помимо значительных размеров, для Армении является огромным ресурсом также компактное проживание армян в Краснодарских и Ставропольских краях и Ростовской области. В этих регионах армянские общины имеют серьезное влияние и социальный вес.


Сегодня этот фактор не используется полноценно, о чем свидетельствует отсутствие граждан России армянской национальности в Госдуме РФ и ограниченное представительство в региональных законодательных органах. Для эффективного использования армянских ресурсов в России необходимо способствовать продвижению граждан РФ армянского происхождения в структурах власти России.


Это требует активной работы с основными политическими партиями и финансирования предвыборных компаний кандидатов армянского происхождения. Конечно, не следует идеализировать влияние этнических групп на принятие политических решений в России, однако, в лице армянского депутата, Армения, как страна, получит непосредственного лоббиста, кто в случае необходимости сможет стать каналом связи и доставить позицию Еревана принимающим решение лицам в Кремле, и наоборот — передать сигналы Москвы армянским властям.


Необоронительный лоббинг


В отличае от США и Евросоюза, где лоббинг является законной деятельностью и имеет нормативно-правовую основу, в России он не имеется четкого правового регулирования. В основном именно поэтому термин «лоббинг» сам по себе в современной российской реальности имеет негативную подоплеку и часто ассоциируется с коррупционными схемами. Несмотря на это, лоббинг в России все же есть и является довольно эффективным инструментом для групп давления.


Исторически объектом лоббинга в России был монарх, в чьих руках была централизована вся власть, а лоббисты были либо его приближенные, либо фавориты, которые имели определенный статус или «досягаемость к телу». Сегодня, несмотря на то, что 10-ый пункт Конституции России укрепляет принцип разделения законодательных, исполнительных и судебных органов власти, практически все важные решения принимаются президентом или с его согласия.


В этой системе роль лоббистов выполняют депутаты федерального и регионального уровней, сенаторы, чиновники разных министерств и ведомств, сотрудники администрации президента, правительства или других структур, которые имеют властные полномочия. Армения и армянские группы давления в России, в первую очередь, должны работать с такими людьми, чтобы достучаться до президента и пытаться влиять на процесс принятия важных для армянского государства политических решений. При этом, работа с принимающими в России решения лицами должна быть не ситуативной, а координированной, что позволит вовремя довести собственную позицию и предотвратить возможные негативные последствия.


Голос Армении в международных организациях


В международных организациях выбор позиции при голосованиях по чувствительным для Армении вопросам должен основываться исключительно на национальных интересах и игнорировать предложения третьих сторон. Однако, для сохранения надежных отношений с Россией армянская сторона может позволить себе оказать поддержку стратегическому союзнику в принципиальных для него и не очень важных для себя вопросах. В связи с этим, точка зрения, высказанная представителями государства в международных организациях, не должно быть продиктована интересами третьей стороны, поскольку необходимо учитывать возможные риски в чувствительных для Армении вопросах.


В этом контексте актуальным примером является голосование в ООН по вопросам возвращения беженцев в Абхазию и Южную Осетию. Против этой инициативы проголосовало 14 стран, в числе которых рядом с Арменией и Россией были Белоруссия, Бурунди, Куба, Лаос, Науру, Никарагуа, Южный Судан, Сирия, Венесуэла, Вьетнам, Зимбабве и прочие страны. Поскольку страны Латинской Америки, Африки и Южной Азии не имеют с Грузией общей границы и политических отношений на высшем уровне, данная повестка для них не была принципиальной, следовательно, эти страны могли на взаимовыгодной основе поддержать заинтересованную сторону. Армения, в свою очередь, находится в совершенно ином положении, и такое голосование содержит определенные политические риски.


В этом случае для Армении лучшим выбором было бы воздержаться от голосования, как поступила треть всех стран-членов Генеральной Ассамблеи ООН. Ошибочно было бы предполагать, что Ереван проголосовал, руководствуясь чисто своими национальными интересами, выступая против своего соседа на международной арене по принципиальному для него вопросу. Такой формат отношений между Россией и Арменией, в котором Ереван идет на уступки по чувствительным для себя вопросам, будет иметь деструктивное влияние на отношения Армении с третьими странами в случае негативной позиции Еревана в вопросах, касающихся своих партнеров.


Для взаимодействия с Россией Армения сегодня есть как минимум две международные площадки, где Армения имеет серьезное институциональное присутствие — ОДКБ и ЕАЭС. Назначение Тиграна Саркисяна и Юрия Хачатурова, соответственно, на должностях председателя Коллегии ЕАЭС и генерального секретаря ОДКБ, является важным политическим инструментом с точки зрения донесения позиции Армении до союзников военного блока и партнеров экономической интеграции.


Именно донесение собственной принципиальной позиции по важным вопросам до тех союзников и партнеров, которые часто не скрывают свою симпатию к Азербайджану и напрямую поддерживают его, является первым шагом на пути к созданию взаимовыгодных отношений со странами-членами ЕАЭС и ОДКБ. Например, с этой точки зрения Армения должна была отказаться от участия в саммите ЕАЭС, который был перенесен из Еревана в Москву в связи с эскалацией карабахского конфликта в апреле 2016 года. Отказ партнеров от участия в заранее подготовленном саммите в столице страны-участницы подрывает дух интеграции. Однако то, что Армения согласилась участвовать в перенесенном саммите, со стороны партнеров воспринимается как знак не принципиальности.


Жесткое позиционирование на основе национальных интересов должно носить периодический характер. Необходимость в четком обозначении «красных линий» должна быть гарантией сохранения союзнических и партнерских отношений. В условиях отсутствия таких требований восприятие со стороны партнеров будет соответствовать этому.


Военная база в Гюмри


Присутствие российской военной базы в Гюмри является важным стратегическим фактором, как для Армении, так и для России. На динамично изменяющимся Ближнем Востоке, где отношения носят временный ситуативный характер, невозможно делать долгосрочные ставки на союзнические отношения с кем-либо из игроков. Ныне такими точками являются авиабаза в Хмейми и пункт продовольственно-технического снабжения в Тартусе, который собираются модернизировать и превратить в полноценную военную базу. Несмотря на это, база в Гюмри продолжает оставаться для России важным «окном» в Ближний Восток. Наличие соответствующего правового фундамента между Арменией и Россией, продолжающаяся экономическая и военная интеграция являются гарантией долгосрочного российского пребывания в нестабильном регионе.


При дальнейшем усилении роли Москвы на Ближнем Востоке ее военное присутствие между двумя ключевыми региональными игроками — Турцией и Ираном, становится все актуальнее. Более того, военное присутствие на территории христианской страны, которая не принимает активного участия в региональных процессах, не разрывается между неофициальными альянсами (что можно сказать о Сирии), дает большое превосходство России. Кроме этого, данное присутствие легитимно в глазах международного сообщества, потому что военные базы в Абхазии и Южной Осетии, будучи на территориях непризнанных государственных образований, незаконны с точки зрения международного права.


Это говорит о том, что Армения должна превратить российское присутствие на своей территории в политический актив, который необходимо использовать, как в двухсторонних отношениях, так и во внешней политике вообще. Сегодня российско-армянские отношения в данном контексте представляются односторонней дорогой с российским движением. Для создания баланса необходимо, чтобы военная база стала фактором в руках Армении для влияния на Россию. Этого можно добиться путем диверсификации военного сотрудничества, что позволит уравновесить военно-политическое влияние Москвы, таким образом, создавая поле для внешнеполитического маневрирования. Очевидно, что это встретит противостояния со стороны Москвы, и на данный момент необходимо сформировать государственные политические требования для получения дивидендов.


Таким образом, политика Армении по отношению к России должна основываться исключительно на национальных интересах. Формат двухсторонних отношений с нулевой суммой является деструктивным и содержит политические риски. Армения сегодня имеет все необходимые механизмы для формирования и сохранения уравновешенных отношений с Россией. При наличии надлежащей политической воли и эффективного использования всего комплекса механизмов Армения сможет добиться реального, а не объявленного, стратегического союзничества.


***

 

Ван Арутюнян, аналитик, заместитель руководителя научно-аналитического центра «The Armenian Interest» (Վան Հարությունյան, վերլուծաբան, «The Armenian Interest» գիտավերլուծական կենտրոնի ղեկավարի տեղակալ).


Сергей Мелконян, главный редактор научно-аналитического центра «The Armenian Interest», руководитель аналитического портала «International Studies» (Սերգեյ Մելքոնյան, «The Armenian Interest» գիտավերլուծական կենտրոնի գլխավոր խմբագիր, «International Studies» վերլուծական պորտալի ղեկավար).