Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пропагандистские кейсы Кремля. Анализ ситуации и рецепты противостояния

© РИА Новости Евгений Одиноков / Перейти в фотобанкПранкер Владимир Кузнецов на презентации книги "Вован и Лексус. По ком звонит телефон" в Москве
Пранкер Владимир Кузнецов на презентации книги Вован и Лексус. По ком звонит телефон в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За последний год российская пропаганда вышла далеко за пределы постсоветского пространства, чем разрушила миф некоторых европейских политиков о том, что это исключительно проблема стран социалистического лагеря и тех, которые входили в Советский Союз. На самом же деле путинская пропаганда уже добралась до выборов в США, в Германии, во Франции, Чехии и Австрии.

Правительство и парламент Украины пытаются ограничить влияние российской пропаганды различными запретами, однако этого недостаточно. Нужно повышать уровень жизни, и тогда будет сужаться база тех, кто поддается влиянию пропаганды.


За последний год российская пропаганда вышла далеко за пределы постсоветского пространства, чем разрушила миф некоторых европейских политиков о том, что это исключительно проблема стран социалистического лагеря и тех, которые входили в Советский Союз. На самом же деле путинская пропаганда уже добралась до выборов в США, в Германии, во Франции, Чехии и Австрии.


Сегодня в мире и в Европе в частности недостаточно учитываются уроки, которые могли бы быть вынесены из военных конфликтов на территории Украины и Грузии. Хотя данный опыт должен быть взят во внимание на самом высоком политическом уровне с точки зрения защиты медийного и информационного полей многих стран Европейского Союза и стран, которые расположены близко к России, которые имеют прямую угрозу, и стран, которые не имеют общей границы с Россией, но имеют общие геополитические угрозы. Собственно, разбирая эти воздействия, нужно выделить несколько критериев, инструментов, которые чаще всего используют для воздействия на другие государства.


Фейк-ньюз


В первую очередь, это фейки и провокации, так называемые ложные новости, выдумки, которые очень часто использует Кремль, чтобы оказать медийный и политический прессинг.


Один из таких примеров — это история изнасилования девочки Лизы. Об этом заговорили впервые в Германии несколько лет назад, когда Россия пыталась дискредитировать немецкое правительство, полицию, мобилизовать собственную пророссийскую общественность против чиновников. История провалилась в силу быстрой и прозрачной деятельности правоохранителей, а также предостережения немецких чиновников о том, что не стоит вмешиваться во внутреннее пространство страны.


Второй такой пример — экс-премьер-министр Украины Яценюк, который якобы в 91-м году воевал в Чечне и убивал людей. В свою защиту обвиняемый предоставляет неопровержимые факты о том, что он был еще студентом и учился в университете в Черновцах. В то же время кремлевский рупор распространяет совсем другой месседж, а учитывая масштабы кремлевского информационного воздействия, конкурировать с ним трудно.


Третий случай недавно произошел в Польше и касался избиения по этническому национальному мотиву в Гданьске. Данную информацию подхватили польские и украинские СМИ. Это способствовало вражде между народами. Но впоследствии было определено, что это неправда. Информация не подтверждена и никакой национальной вражды в данной ситуации не было. Несмотря на то, что фейк опровергли, новость сработала и у многих людей остался некий горький медийный осадок.


Фейк-ньюз обычно используются исключительно с одной целью — играть на межнациональной, межгосударственной и внутригосударственной вражде, пытаясь вводить в конфликт те страны и социальные группы, которые дружат между собой и могут вместе противостоять кремлевскому влиянию. Их же в свою очередь пытаются рассорить.


Пранкеры


Еще одно проявление российской пропаганды — это подставные телефонные звонки, якобы от высокопоставленных политиков и чиновников, с целью слива некоторой непубличной информации.


Их деятельность можно считать инновацией Кремля. Особенно когда они начинают работать не только на внутренней политической арене, но и на внешней. Например, когда был звонок из Киргизии украинскому президенту. Как оказалось впоследствии, на самом деле это была работа российских пранкеров, а не президент Киргизии. Возникает вопрос, как они получили доступ к закрытым президентским государственным линиям Киргизии? Но, в сухом итоге новость нашла свое место во многих уважаемых медиа.


Другой пример — звонок якобы министра МВД Украины министру МВД Грузии относительно чувствительного на то время вопроса Михаила Саакашвили, что в результате привело к спекуляциям. Точно такая же ситуация с боевиками-террористами, депутатами, общественными деятелями, лидерами мнений, которым звонили пранкеры и создавали фейковые сенсации, получая нужный общественный для Кремля резонанс.


Относительно противостояния таким инновациям Кремля, можно представить только мгновенную реакцию пресс-служб государственных органов. Для примера, на Украине за последние годы очень сильно перестроили свои информационные-медийные отделы. И если раньше это были исключительно ритуальные органы, то сегодня уже можно говорить, что это достаточно эффективные, хоть и не идеальные, информационные центры, которые научились противостоять лживой информации.


Примером удачной работы этих органов может быть кейс «Анны де Киев», который в Париже на встрече с президентом Макроном Путин назвал «Анной де Рус», пытаясь присвоить украинской княгине русские корни.


После чего «твиттеры» украинских официальных лиц реагировали настолько быстро и настолько ярко, что это привело к тому, что на следующей встрече Макрона с президентом Украины президент Франции в своем выступлении вспомнил эту ситуацию и расставил все правдивые точки над «і». Фейк, где троллем выступал сам Путин, не заработал.


Социальные сети


Третий кейс — это социальные сети, которые политическая Россия очень часто использует для накачки трафиком собственных русскоязычных ресурсов, которые используются исключительно для донесения пропагандистских месседжей Кремля.


Украина остановила данный фактор российской пропаганды, запретив российские социальные сети (владельцами которых являются приближенные к Кремлю фонды и олигархи), прекратив работу основных новостных агрегаторов, поисковых систем и других сайтов, которые использовали из нескольких мотивов:


1) источник трафика для пропагандистских сайтов;


2) сбор bigdata для анализа настроений украинцев и планирования собственных инструментов влияния;


3) мобилизация для военных действий, которая очень часто использовалась, например, на востоке Украины. Тогда набирали людей за деньги для того, чтобы воевать на украинской территории и убивать украинских военных.


Запрет российских социальных сетей на Украине уже дал определенные результаты, потому что каждый день эти сайты недополучат порядка 20 миллионов ежедневных просмотров, что, в принципе, дает возможность ограничить доступ к пропагандистской информации.


Но в то же время этот инструмент несет и определенную угрозу — это внутриполитическая конкуренция, которая потом может негативно повлиять на тех, кто внедряет эти новшества.


Руспропаганда и глобальные политические вызовы для «Фейсбука»


Социальная сеть, которая до недавнего времени считалась местом для развлечений, общения друзей и родственников, комментирования фотографий котиков и собачек, сегодня стала серьезным политическим инструментом мирового уровня, набрав 2 миллиарда пользователей. За что и была использована Кремлем для вмешательства в президентские выборы в США, референдум во время Брексита, выборы во Франции и Чехии.


Из-за этого новый вызов для социальной сети, ведь с одной стороны это этап взросления компании и переход на новый уровень, а с другой стороны угроза для стран, которые очень часто могут быть беззащитны перед ловкими манипуляциями кремлевских пропагандистов.


Как противостоять российской пропаганде?


И напоследок. Противостоять информационной агрессии могут исключительно две вещи:


Сильное гражданское общество — лучшее оружие против таких автократических проявлений. А именно: сознательные и грамотные журналисты, блогеры, граждане, которые активно настроены против пропаганды и лжи, которые готовы защищать и себя, и свою страну, и правду.


Социально-экономическое состояние территории. Как демонстрирует пример Донбасса, та масса, которая легче всего далась российской пропаганде — это либо самые бедные слои населения, или богатые (0,1%). Богатые, понятно, — это политические и финансовые элиты, которые были подкуплены. А бедных использовали исключительно как простейшие объекты для манипуляции. То же самое, кстати, произошло недавно в Германии на выборах. Левую популистскую партию «Альтернатива» в основном поддержала восточная Германия, которая является более бедной по сравнению с другими регионами.


Правительство и парламент пытаются ограничить влияние российской пропаганды различными запретами, однако этого недостаточно. Нужно повышать уровень жизни и тогда будет сужаться база тех, кто поддается влиянию пропаганды.


Например, пенсионеров очень часто Кремль использует как главную гарантию для прихода левых популистов к власти под проевропейскими флагами. Сегодня очень широко используется ностальгия по Советскому Союзу и по его лучшим годам, которая может приводить к власти нужные для Кремля партии, которые потом могут отстаивать пропутинские интересы.


Так, например, для Украины это могут быть те же проевропейские партии, яркие политики, которые говорят правильные вещи, но в нужное время будут использовать свое политическое влияние и свои электоральные достижения исключительно с одной целью — подыгрывание агрессору.


Поэтому очень важно все-таки заботиться о сильном гражданском обществе, об умном, достаточно состоятельном электорате, и, самое главное, о государственном интересе, поскольку нарушение суверенитета и границ может способствовать тому, что на эту территорию могут зайти вражеские войска.