Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Advance (Хорватия): Евразия — суперконтинент по китайскому замыслу, где Россия будет мостом?

© AP Photo / Mark SchiefelbeinПредседатель КНР Си Цзиньпин и президент РФ Владимир Путин
Председатель КНР Си Цзиньпин и президент РФ Владимир Путин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Евразия стремительно превращается в единое интегрированное целое. «Один пояс, один путь» — гигантский проект, который сможет организовать суперконтинент по китайскому замыслу, пишет хорватский "Адванс". Но так как Евразия все еще глубоко разделена, ей необходим мост между разными сторонами. И этим мостом, считает автор, должна быть Россия, стремящаяся найти здоровое равновесие в сотрудничестве и с Европой, и с Азией.

В последние годы Россия столкнулась с экономическими проблемами, снижением цен на нефть и западными санкциями, которые повлияли на Москву, перекрыв ей доступ к капиталу и технологиям. Мало говорят о методах, которые Россия применяет для решения этих проблем. При этом ее стратегия заключается в сокращении импорта, снижении зависимости от нефти и газа, а также в повороте Кремля к Азии.

В представлениях Москвы Азия — это быстро растущая альтернатива нынешней системе международных, экономических и политических отношений, соответствующих современному западному политическому мировоззрению. Но Кремль хорошо понимает, что эта система не соответствует современной экономической и политической реальности. Поэтому Россия потратила много времени и сил на то, чтобы наладить и укрепить прочные связи, основанные на взаимоуважении и общих интересах, с партнерами в Азии. На фоне «одержимости» Москвы поворотом к Азиатско-Тихоокеанскому региону в последнее время по-прежнему существуют сомнения, решится ли Россия совершить этот поворот в ущерб своим западным партнерам?

Пока, судя по всему, Москва пытается усидеть на двух стульях одновременно. Кремль не может позволить себе полного отчуждения от Европы, поскольку она его главный экономический партнер (более 40% торгового оборота) и поставщик технологий. Вместе с тем Россия выстраивает и укрепляет «мосты» в Азии, ведя поиск новых партнеров и рынков, на которые могла бы в будущем переключить свою экономическую активность.

С 2015 года Россия организует Международный экономический форум в Санкт-Петербурге. Кроме того, она инициировала проведение Восточного экономического форума, цель которого — открыть перед российскими компаниями новые возможности на востоке, а для азиатского бизнеса — в России. Если сравнивать эти два крупных экономических события, то понимаешь, какое выходит на первый план. Достаточно только изучить список высокопоставленных гостей на этих мероприятиях. В 2018 году на Восточном экономическом форуме присутствовали лидеры Китая, Японии, Южной Кореи и Монголии, а на петербургский форум приехал только президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Общая стоимость контрактов, подписанных на недавнем Восточном экономическом форуме, достигла 46 миллиардов долларов, а Международный экономический форум в Санкт-Петербурге принес контрактов в общей сложности на 38 миллиардов долларов.

Несмотря на попытки снизить зависимость от нефти, Россия представляет интерес для Азии именно из-за природных ресурсов. Кроме того, Россия развивает нефтехимическую промышленность и экспорт в этой отрасли. Мировой рынок нефтехимических продуктов считается наиболее динамично растущим, и, как ожидается, в ближайшие пять лет его рост еще ускорится (с 1,464 миллионов тонн в год в 2015 году до 1,708 миллионов тонн в 2020). Согласно анализу 2018 «БиПи энерджи аутлук» (BP Energy Outlook), спрос на продукцию нефтехимической промышленности будет расти очень быстро. Азия станет локомотивом этого роста, и Китай останется главным потребителем продукции данной отрасли. Нефтехимические продукты составляют 4,4% от общего российского экспорта (19 миллиардов долларов). По экспортным объемам продукция российской химической промышленности занимает третью строку после экспорта сырья и металлов. И, судя по всему, эту российскую отрасль планируют расширять.

Сейфедин Рустамов, бизнесмен, контролирующий «Метафракс», одну из трех ведущих компаний-производителей синтетических смол в Европе и крупнейший производитель и экспортер метанола в России, заявил, что его компания планирует вложить более 950 миллионов евро в строительство химического завода в Губахе в Пермском крае. Там будут производить 575 тысяч тонн карбамида, 308 тысяч тонн аммиака и 41 тысячу тонн меламина в год. Это крупнейший инвестиционный проект фирмы за многие годы. До сих пор «Метафракс» экспортировал продукцию в Великобританию, Финляндию, Австрию, Германию, Швейцарию, но теперь собирается полностью переориентироваться на азиатский рынок. С февраля текущего года вместе с южнокорейской компанией Sunghong «Метафракс» поставляет продукцию в Азиатско-Тихоокеанский регион. Вообще, стремление Москвы упрочиться на азиатских рынках в рамках диверсификации собственных экономических партнеров — это действительно вполне рациональная политика, учитывая перспективы азиатского рыночного роста.

Тем не менее подобные устремления, какими перспективными они бы ни казались, связаны с определенными вызовами. Несмотря на тот факт, что российская экономика успешно справляется с экономическими трудностями, с которыми сталкивается, ей все еще недостает структурных реформ, необходимых для долгосрочного экономического развития страны. Политика поворота к Азии не может решить всех российских экономических проблем или смягчить конфликт между Москвой и Западом. Поэтому Кремль не будет укреплять связи с Азией в ущерб своим отношениям с Европой. России нужно найти здоровое равновесие, чтобы успешно развиваться, сотрудничая с обеими частями света.

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкПрезидент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин на форуме «Один пояс, один путь»
Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин на форуме «Один пояс, один путь»
Европа и Азия — это по-прежнему один евразийский континент, где налажены связи на всей его территории от Португалии и Ирландии до Китая и Индонезии. Эти связи отчасти соотносятся с инфраструктурой, с новыми сухопутными и морскими путями, которых становится все больше. Эти связи обусловлены также идеологией и четкими разделительными линиями, проложенными во времена холодной войны, а теперь почти забытыми. Многих удивит, что торговля между Европой и Азией (назовем ее евразийской торговлей) уже значительно превосходит трансатлантическую. Евразийская торговля почти в три раза ее превышает.

Евразия стремительно превращается в единое интегрированное целое, но все еще нуждается в политической организации. Китай — первая страна, которая заинтересована в решении этой задачи. «Один пояс, один путь» — гигантский проект, который сможет организовать суперконтинент по китайскому замыслу. За этим проектом последует ряд других конкурентных проектов, которые по сути ничем не ограничены в замысле. У Индии, России, Японии и Европы появятся собственные идеи.

Кто-то скажет, что ни один из этих сценариев так и не будет реализован, поскольку Евразия глубоко разделена. Для ее основных блоков характерны очень разные идеи, включая непримиримый либерализм Европейского Союза и китайский государственный капитализм и авантюризм. И их различия можно перечислять бесконечно. Существует много идей и представлений о том, как должна быть организована Евразия. Не исключено, что эта большая игра завершится конфликтом так же, как это в прошлом случилось в Европе, когда нужно было решать схожие вопросы политического устройства. В этом устройстве роль России — быть мостом между разными сторонами.