Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Noon post (Египет): о положении мусульман на Украине

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сначала обозреватель египетского «Нун пост» Нур Альван аккуратно пересказывает историю ислама на территории Украины. Но когда речь доходит до современности, то из повествования складывается впечатление, что Крым до сих пор входит в состав Украины, а крымские татары ориентированы на Киев или на Анкару. Кажется, Нур не до конца разобралась в тонкостях положения крымских мусульман.

Государства часто хвастаются своими конституциями, законами и демократическими механизмами взаимодействия властей и граждан, например, в сфере ключевых прав и обязанностей. В то же время могут быть упущены определенные проблемы. И тогда зафиксированные на бумаге расплывчатые цивилизованные выражения сталкиваются с шокирующей реальностью. Это происходит, в частности, когда упомянутые правила не распространяются на все слои общества.

Одной из важнейших из таких проблем, с которыми многие правительства не могут справиться, вопреки официальным заявлениям, — это вопрос меньшинств, в том числе религиозных. Речь идёт о принуждении, будь то принудительное обращение в религию, вынужденная миграция или тайное отправление религиозного культа. Иногда, если они пытаются изменить своё положение, власти могут прибегнуть к насилию. Разумеется ситуация в разных уголках мира разная: и есть страны, где власти взаимодействуют с меньшинствами на основе принципов справедливости и равенства.

Недавно украинская мусульманская активистка оказалась вовлечена в судебную тяжбу, в ходе которой женщина защищала свое право и право других мусульманок фотографироваться в хиджабе для внутренних удостоверений личности и заграничных паспортов. Согласно ее версии, украинские власти вправе требовать снятия платка для фотосъемки или подтверждения личности на пограничных пунктах. Украинский закон не допускает этого в отношении представителей любой другой конфессии (такое же давление ранее оказывалось в вопросе об одежде католических монахинь). Мы решили узнать больше об истории ислама на украинской территории и взаимодействии властей и украинской мусульманской общины на фоне противоречивой информации касательно степени терпимости украинского общества и правительства к мусульманам.

Появление ислама на Украине

Долгое время историки предполагали, что ислам пришёл на территорию Украины в начале XIV века, хотя археологические раскопки и исторические документы предоставляли лишь поверхностные и краткие сведения. Однако эксперты считают, что хазары (производное от турецкого слова «каз» — «странствование», «отъезд», «кочевая жизнь», что значит, что хазары были кочевниками), территория которых была частью Западно-тюркского каганата, основанного в Центральной Азии в середине VI века, взяли под свой контроль обширные территории у Каспийского и Черного морей.

Обычно кочевой образ жизни давал им возможность доминировать, что делало их источником проблем для византийского государства. Однако конфликтов не было до тех пор, пока крымчане не обратились за помощью к хазарам, чтобы выступить против византийского императора Юстиниана. После успеха крымско-хазарской коалиции против византийцев влияние хазар и их власть на местах возросла, что побудило их создать сильное государство в Евразии. Позже, в начале VII века, это государство начало устанавливать культурные и торговые отношения с арабскими мусульманскими народами, и постепенно широкие слои хазарского населения перешли в ислам. Отказавшись от иудаизма, большинство из них стали исповедовать ислам, хотя правящая элита осталась иудейской в связи с влиянием богатых еврейских купцов.

Мирные отношения между двумя сторонами сохранялись до конца XIX века, пока не столкнулись экспансионистские устремления двух государств, что стало причиной конфликтов и войн, которые закончились разгромом хазар и гибелью их государства. Арабы установили контроль над их территориями, в виду чего хазары стали жить под властью исламского государства и исповедовать его религию. Археологические раскопки многих мусульманских захоронений, датируемых второй половиной IX века, свидетельствуют о том, что Хазария была в большинстве своём мусульманской страной, поэтому кампания против хазар в 737 году — это отправная точка истории мусульманской общины на Украине.

В начале X века Крымское ханство стало подчиняться Османской империи (1474-1774), и так продолжалось до тех пор, пока Османская империя не заключила соглашение с Российской империей, которое требовало предоставления Крыму независимого самоуправления. Однако империя держала его под своим контролем ещё в 1783 году, когда противостояла устремлениям таких ведущих государств, как Великобритания, Франция и Германия.

Последняя оккупация Крыма между 1941 и 1944 годами считается одним из самых страшных событий в регионе. По словам представителей крымских мусульман, Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для населения полуострова. В разгар немецкой оккупации фашисты разрушили около 127 деревень, жителей которых они обвинили в связях с советскими партизанами. Советский лидер Иосиф Сталин обвинил крымских татар в заговоре с нацистскими оккупантами и, как следствие, депортировал их в Среднюю Азию, Сибирь, Турцию и Болгарию. Им не разрешалось возвращаться на родину, пока существовал Советский Союз. Вернуться в Крым удалось приблизительно четверти миллиона татар, однако они лишились прав на свою землю и собственность, присвоенные русскими, что оставило за собой серьезные проблемы, с которыми пришлось столкнуться жителям этого региона.

Противоречивая статистика численности мусульман на Украине

По данным переписи 2001 года, в Крыму проживало около двух миллионов человек, из которых 58% русские, 24% украинцы, 12% татары. Здесь находится самая большая мусульманская община Украины. Полуостров был присоединен к территории Украины в 1954 году, когда советский лидер украинского происхождения Никита Хрущев передал его своей родине для укрепления единства между русскими и украинцами. Это решение было реализовано в 1991 году, когда распался Советский Союз.

Духовное управление мусульман Украины утверждает, что в 2009 году на Украине насчитывалось два миллиона мусульман, а муфтий Украины Саид Исмагилов заявил, что, по данным на 2016 год, из 46 миллионов общей численности населения Украины на мусульман приходится один миллион человек.

У мусульман в Крыму есть свой неофициальный парламент, отдельный от государственного парламента. Обычно он выполняет задачи, которые касаются их интересов и прав, и двое его представителей являются депутатами украинского парламента. В целом, однако, украинские власти признают, что крымские татары являются коренными жителями Крыма, и на этом основании Украина должна признать их права и роль в различных областях с акцентом на то, что они являются украинскими гражданами. Кроме того, есть ещё три административные структуры, которые занимаются делами мусульман, такие как Духовный центр мусульманских общин Украины, Духовное управление и Духовный совет. Вместе с учреждениями в области СМИ они стремятся ознакомить мусульманское меньшинство Украины со своей миссией и деятельностью, а также, разумеется, хотят опровергнуть обвинения в том, что им умышленно приписывают некоторые силы.

Между толерантностью и безразличием. Что значит быть мусульманином на Украине?

Множество докладов посвящены положению мусульман на Украине и данные в них различны. Очевидно, что в настоящее время мусульманская община переживает относительно спокойный, благополучный период по сравнению с советскими временами, когда ей не позволяли свободно исповедовать свою религию. Это объясняет, почему крымские татары выступают против российского присутствия в этом регионе, рассматривая это как возвращение к религиозным преследованиям, которые лишили их идентичности и были нацелены на их дезинтеграцию.

© РИА Новости Сергей Мальгавко / Перейти в фотобанкХанский дворец в Бахчисарайском историко-культурном заповеднике Крыма
Ханский дворец в Бахчисарайском историко-культурном заповеднике Крыма

С одной стороны, СМИ сообщают о проблемах, связанных со строительством мечетей и исламских центров на Украине, особенно в небольших городах. В 2004 году после неоднократных требований муниципалитет Симферополя принял решение предоставить 2,7 га земли для строительства в городе мечети вместо мечети в Бахчисарае. Однако оно не было ратифицировано мэром из-за страха, что это место будет ассоциироваться только с исламом, тем более что предполагаемое здание напоминает Голубую мечеть в Турции, что было бы слишком символично. Как следствие, через три года муниципалитет принял решение предоставить татарам площадку для строительства в другом месте, однако мусульманское меньшинство отказалось от данного предложения ввиду удаленного местоположения и нехватки инфраструктуры.

Вдобавок ко всему мусульманская община испытывает недостаток в кладбищах и торговых точках, где бы продавалось халяльное мясо. В то же время мусульманское меньшинство рассматривает украинских граждан как толерантных, хотя политики часто дают им громкие обещания, не выполняя их после выборов. Речь идёт, в частности, о бывшем президенте Викторе Януковиче.

На улицах в некоторых украинских регионах распространяются листовки, цель которых познакомить всех с исламской религией, ее принципами и пророками. Особенно ярко это проявляется в Крыму и на Донбассе (где проживает крупнейшая община мусульман страны, насчитывающая 100 тысяч человек), и украинские власти не устанавливают в связи с этим никаких запретов. Обычно листовки посвящены проблемам алкоголизма, наркотиков, венерических заболеваний, абортов и преступлений. Нет сомнений, что эти акции также направлены на то, чтобы опровергнуть подозрения и противостоять дезинформации в отношении ислама.