Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Defence 24 (Польша): польский газ позволит Украине справиться с последствиями российской агрессии в Черном море?

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкТанкер-газовоз в акватории порта при регазификационном терминале в польском городе Свиноуйсьце
Танкер-газовоз в акватории порта при регазификационном терминале в польском городе Свиноуйсьце
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Портал "Дефенс24" пишет о том, как политика России блокирует Украине возможность диверсифицировать поставки газа. У Украины в таких условиях нет шансов построить свой СПГ-терминал и пользоваться им, сетует автор, обвиняя во всем Россию. Но Польша с ее планами стать газовым хабом поможет Киеву избавиться от "газового шантажа Москвы". А заодно и неплохо заработает, перепродавая дорогой американский СПГ.

Российская милитаризация Черного моря нацелена на то, чтобы не позволить Киеву построить собственный СПГ-терминал и диверсифицировать источники поставки газа. Когда Москва прекратит транзит через Украину, та сможет рассчитывать только на импорт из России, однако, на помощь может прийти Польша.

«У меня нет уверенности насчет украинских планов на будущее, связанных с СПГ, — сказал 14 марта заместитель министра энергетики США Дэн Бруйетт (Dan Brouillette). — Сейчас ситуация осложняется действиями вокруг Керченского пролива. Сложно сказать, насколько этот рынок доступен, но мы его охотно изучим», — добавил он.

Слова американского политика очень показательны: американские компании, пользуясь политической поддержкой руководства США, последовательно реализуют стратегию внедрения на рынки Восточно-Центральной Европы и Балкан, что одновременно соответствует приоритетам этих государств, стремящихся диверсифицировать источники поставок, чтобы покупать газ не только у России.

Польша, страны Балтии и Хорватия сделали в своей стратегии ставку на СПГ-терминалы: в Свиноуйсьце, Клайпеде и на острове Крк (последний еще строится). В свою очередь, Украина с 2015 года не импортирует газ из России, а получает его при помощи реверсных поставок из Венгрии, Словакии и Польши.

Завершив строительство газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», россияне получат возможность полностью отказаться от транзита через украинскую территорию, тогда импорт с Запада Украине может оказаться недостаточным. Есть вероятность, что сырья, поступающего по этим двум газопроводам, будет слишком мало, чтобы обеспечить украинцев поставками.

Киеву придется искать другие решения. Одно из них — собственный СПГ-терминал. В качестве возможного места для его размещения уже давно называется район Одессы. Здесь, однако, появляется другая проблема: Россия негативно относится к желанию украинцев освободиться от импорта российского газа. Она стремится к тому, чтобы запуск «Северного потока — 2» и «Турецкого потока» спровоцировал на Украине такой политический кризис, какой сможет преодолеть только пророссийский президент и парламент, которые пойдут за газ на уступки Москве и свяжут свою страну со «старшим братом». В связи с этим Кремль старается всеми силами помешать Киеву обрести энергетическую независимость.

Один из сценариев включает в себя блокирование строительства СПГ-терминала в Одессе. Россияне уже начали постепенно претворять его в жизнь. Первым шагом к энергетической блокаде Украины стала аннексия Крыма. После захвата полуострова началась его стремительная милитаризация, прежде всего наращивание оперативного потенциала российского флота.

«Россия проводит последовательную милитаризацию Крыма, размещая там все новые комплексы управляемых противокорабельных ракет, а это означает, что она создает на полуострове зону ограничения доступа и маневра, как в Калининградской области. Это представляет опасность как для функционирования украинского военного флота, так и для всей экономической системы Украины в ее исключительной экономической зоне. С 2014 года Черноморский флот получил три сторожевых корабля проекта „Адмирал Григорович", два малых ракетных корабля проекта „Буян-М", шесть подводных лодок проекта „Варшавянка". Все они могут оснащаться крылатыми ракетами 3М-14 „Калибр", дальность которых составляет 2,5 тысячи километров, — рассказывает эксперт Европейского колледжа в Натолине Мариуш Маршалковский (Mariusz Marszałkowski). — Процесс модернизации Черноморского флота планируется завершить в 2022 году. К этому моменту он станет одним из самых современных и сильных тактических соединений ВМФ РФ. Возникнет риск, что Россия развернет полномасштабные действия в отношении Украины или вступит в конфликт с другими государствами Черноморского региона, например, с Румынией. Следует напомнить, что на действия военно-морских сил НАТО накладывает серьезные ограничения Конвенция Монтре. В итоге Альянс сможет дать лишь ограниченный или даже символический ответ на наращивание Россией потенциала на море», — предупреждает Маршалковский.

В этом контексте инцидент в Керченском проливе приобретает дополнительное значение: он мог быть прощупыванием реакции Украины и Запада на военные операции в Черном море. Результат проверки соответствовал ожиданиям Кремля. Все напоминало ситуацию с аннексией Крыма: украинские моряки сдались, а западные страны ограничились осуждением российской агрессии и введением не слишком жестких ограничительных мер.

Не исключено, что в дальнейшем россияне постараются провоцировать новые аналогичные инциденты или задерживать суда, направляющиеся в Одессу. «Пока Россия слишком слаба, чтобы проводить операции такого рода. Подводная лодка не может остановить корабль, а российские фрегаты используются в Сирии или еще не приняты на вооружение», — отмечает Маршалковский. Однако в перспективе Черноморский флот будет располагать шестью фрегатами, восемью корветами и патрульно-сторожевыми кораблями меньшего размера, что позволит ему с легкостью устраивать такие акции.

Кроме того, существует риск, что Россия захватит очередные буровые платформы, находящиеся в Черном море. В результате аннексии Крыма она присвоила активы компании, которая занималась добычей газа в Черном море вместе с находящимися у полуострова платформами. Сейчас они добывают сырье не для Украины, а для россиян, что дополнительно ограничивает энергетическую самостоятельность Киева. В будущем можно ожидать новых провокаций. Опыт предыдущих лет позволяет предположить, что такая «ползучая агрессия» не столкнется с решительной реакцией Запада или Украины.

Российские военные операции в районе морского пути, ведущего в Одессу, могут перечеркнуть украинские планы по строительству газового терминала. Отрасль морского транспорта (в особенности, если речь идет об углеводородах), очень чувствительно реагирует на все угрозы. Любые инциденты или риск их возникновения ведут к увеличению стоимости страховки, а, следовательно, стоимости перевозки груза.

Уже само присутствие российских кораблей поблизости от ведущего в Одессу морского пути способно оказать негативное воздействие на украинскую экономику, более того, оно может заставить потенциальных инвесторов отказаться от участия в строительстве там СПГ-терминала. Вполне вероятно, что министр энергетики США намекал именно на этот контекст. Его слова могли быть сигналом, что даже американцы из-за слишком высоких рисков относятся к идее строительства такого терминала на Украине скептически.

Это очень важная тема, тем более что дискуссия о планах по диверсификации источников поставки газа в Киеве продолжается. Заместитель министра энергетики Украины Наталья Бойко в беседе с нашим порталом заявила, что планов создать СПГ-терминал в краткосрочной перспективе у ее страны нет, при этом украинцы изучают возможности использования инфраструктуры стран региона: Польши, Литвы и Хорватии.

Польша намеревается стать газовым хабом, а одним из важных покупателей сырья, которое будет проходить через ее территорию, могла бы стать Украина. Таким образом, претворяя в жизнь собственные проекты по диверсификации источников поставок, наша страна может обезопасить Киев от газового шантажа со стороны Москвы и в результате поддержать его прозападный курс, заодно заработав на транзите. Хорошая новость состоит в том, что переговоры на эту тему уже ведутся.