Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вперед в 1990-й

Андрей Мовчан — о прогнозах Сбербанка: 55 долларов за баррель, возможное падение рубля, продолжение рецессии.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сбербанк России обнародовал аналитический доклад, в котором говорится, что в 2016 году восстановления цен на нефть до среднего уровня 65 долларов за баррель можно не ждать. Согласно этому докладу, Россию ждет еще один год без роста потребления. Выход из рецессии откладывается до 2017 года. Переход к режиму большей экономии бюджетных расходов станет неизбежным.

Сбербанк России обнародовал аналитический доклад, в котором говорится, что в 2016 году восстановления цен на нефть до среднего уровня 65 долларов за баррель можно не ждать, а с учетом эффекта от большего замедления в Китае и роста предложения иранской нефти средние цены марки Юралс могут составить только 55 долларов и последующая траектория цен в 2017-18 годах будет ниже ожидавшейся. Не исключен шок на валютном рынке в четвертом квартале этого года.

Согласно этому докладу, Россию ждет еще один год без роста потребления. Выход из рецессии откладывается до 2017 года. Переход к режиму большей экономии бюджетных расходов станет неизбежным. Индексация пенсий пройдет ниже инфляции, что дополнительно ударит по доходам населения.

Кроме того, агентство Блумберг опубликовало данные Standard & Poors о растущей задолженности российских регионов: «Часы тикают для президента Владимира Путина, которому необходимо разрядить ситуацию, вызванную его указами о повышении социальных расходов. Это способствовало удвоению долговой нагрузки на российские регионы — до 2,4 триллиона рублей (42 миллиарда долларов) за последние пять лет. Напряжение их финансов достигнет критического уровня в ближайшие два или три года, увеличивая риск вливаний из федерального бюджета, уже дефицитного, впервые с 2010 года».

Экономический эксперт московского Центра Карнеги Андрей Мовчан говорит, что разделяет оценки Сбербанка, но лишь до определенной степени.

— Здесь есть некоторое лукавство. Потому что когда мы говорим, что рост откладывается, то мы совершенно не отвечаем на вопрос — а откуда он возьмется? У меня впечатление другое. Я считаю, что если не будет серьезных изменений с точки зрения экономической политики — не в смысле какие налоги, какие инвестиции государственные, а как устроена система законодательная, как государство управляет экономикой и т. д., — то в 2017 году нам тоже неоткуда брать рост. Потому что у нас фактически идет накопление депрессии в экономике. Экономика — это такая штука, что если она впадает в депрессию, то она эту депрессию сама и провоцирует дальше. Поэтому я смотрю на ситуацию при нынешних данных как на рецессию, которая будет накапливаться от года к году. Она не будет, может быть, радикальной, это не будет 10% в год, но 2-3% в год мы должны терять и в 2016-2018 затрачивать потихоньку свои резервы. Потому что абсолютно непонятно, как в этих условиях, когда мы впали в рецессию еще до Крыма, до падения цены на нефть, с какой стати, откуда, почему у нас возьмутся драйверы роста, если мы ничего не меняем в своем подходе.

— В выводах Сбербанка говорится: «Негативное влияние сводится к снижению цен на сырье, небольшому ускорению оттока капитала и дополнительному снижению курса рубля. При этом, говорит Сбербанк, — политика гибкого валютного курса помогает экономике быстро адаптироваться к новым внешним условиям, снижая последствия шоков». То есть речь идет о том, что упадет рубль и тогда экономика как-то начнет двигаться.

— Рубль уже упал, и экономика не задвигалась, как вы видите. Более того, рубль даже сильно подрос с точки своего падения. Ровно потому, что экономика не задвигалась и никому не потребовались доллары, и импорт резко упал. То, что у нас рубль так сильно вырос с отметок 70 рублей за доллар, это показатель того, что наша экономика очень плохо себя чувствует. И она не в состоянии потреблять импорт. Кроме того, Сбербанк же не отвечает на главный вопрос. Почему мы в 2013 году уже фактически не росли, а даже, я бы сказал, падали, а в 2012 году росли намного медленнее всего мира? Никуда же не делись те факторы, которые к этому привели. Они все присутствуют.

— Сбербанк говорит, что есть и старые проблемы — «истощение средств Резервного фонда в случае длительного периода низких цен на нефть». Говорит о том, что «положение потребителей снова ухудшится». Вот это все, когда это исходит из уст не каких-то независимых экспертов, не оппозиционных политиков, когда это исходит из недр вполне себе государственного Сбербанка, это что такое? Это осознание властью (или какой-то части власти) того, что происходит? Это может подвигнуть политическую составляющую власти к каким-то движениям?

— Я могу это знать так же, как и вы. Я могу знать экономическую ситуацию, я могу ее прогнозировать, но сказать, кто что думает в доме за красной стеной, — я не могу. Я могу только догадываться. Мой опыт подсказывает, что то, что говорит условно ведомство Грефа, оно корреляцию с действиями власти составляет нулевую. Оно иногда коррелирует, иногда нет, иногда в обратную сторону. Это совершенно нельзя предсказать. В данном случае Сбербанк говорит, на мой взгляд, часть правды разумно, взвешенно, спокойно, без криков и истерики. За что большое спасибо. Но я что-то не помню, чтобы кто-то его слушал раньше во власти.

— Когда-то слушали.

— Сбербанк не дает рецептов. Он говорит — восстановление начнется позже. Естественная реакция власти на это — ок, мы еще потерпим, но восстановление все равно придет. Реальная беда заключается в том, что, на мой взгляд, восстановление не придет, если не менять многие вещи.

— Что такое «восстановление придет»? И сколько времени есть у Кремля? Есть обзор Standard & Poors о том, что у российских регионов очень быстро накапливается долг и что у Путина есть 2-3 года, чтобы как-то решить эту проблему. Говорится о том, что все это коренится в обещаниях Путина поднимать социальные расходы. Насколько это страшная вещь? Насколько у правительства есть резервы, чтобы как-то с этим справляться?

— Там цифры надо проверять. Потому что Standard & Poors пишет, по-моему, 42 миллиарда долларов накопленного долга. Во-первых, у меня есть впечатление, что накопленного долга несколько больше. Во-вторых, сами по себе 42 миллиарда — это немного, это меньше, чем на Олимпиаду потратили. Основная проблема в другом. Основная проблема не в тех 42 миллиардах, которые уже есть, а в тех темпах, которыми этот объем нарастает.

— Это нарастание ускоряется из-за того, что власти пытаются поддерживать социальную стабильность, социальные расходы?

— Дело в том, что регионы — это часть России. Если в России за последние годы убили бизнес, который мог бы быть источником налогов сегодня, то в регионах произошло ровно то же самое. Не бывает, что Россия отдельно и регионы отдельно. Поэтому источника налогов нет. Крупные источники налогов, которые существовали, — это местный бизнес, банки и т. д., это все очень сильно свернуто. Банки прибыли не получают, местный бизнес прибыли не получает, перекрывается. Бизнес сильно монополизируется. Рубль сильно просел. А у регионов, как и у России, от 40 до 60% потребления — это импорт. Поэтому импорт стал сильно дороже, а импортозамещения, как видите, никакого нет и быть не может. Мы об этом говорили еще полтора года назад. В общем, все было ясно тогда — не будет никакого импортозамещения, сколько бы рубль ни стоил. Вопрос не в этом, не в рубле. Поэтому регионы объективно находятся в очень тяжелой ситуации. Регион не может сегодня преодолеть общероссийских проблем, скажем, той же проблемы тотальной коррупции системы правоприменения. В рамках такой коррупции уже не в состоянии работать бизнес, не в состоянии развиваться и приносить доходы. Количество малого бизнеса, который является основной региональной активности, сокращается драматически. Поэтому проблема в том, что регионы просто потеряли возможность зарабатывать. Не то что вернуть старые долги, они будут делать новые долги все время. И это часть той же самой картинки, той же самой проблемы. Здесь речь не о 2-3 годах, а речь о том, что нужно для начала сломать эту тенденцию. Нужно сделать так, чтобы через год у регионов общий долг был меньше, чем сегодня, или хотя бы немножко больше, а не обвально больше.

— Выводы Сбербанка завершаются словами »выход из кризиса займет больше времени. Но катастрофические сценарии никак не просматриваются». Standard & Poors говорит о 2-3 годах. С вашей точки зрения, глядя на эту картинку в совокупности, есть что-то, что заставит власти действовать?

— Понятно, что это гадание на кофейной гуще, но я думаю, что лет пять у нас до уровня 1998 года и лет десять у нас до уровня 1990 года.

— Что это значит?

— Лет через пять у нас будут исчерпаны резервы и банковская система будет не в состоянии отвечать по своим обязательствам, если ничего не будет меняться, если не менять экономическую политику, не двигаться и т. д., если вести себя так же, как сегодня. А лет через 10 у нас будет исчерпан товарный потенциал. У нас встанут очереди, как в Венесуэле. И не потому, что у нас будет левая политика (наша политика не левая, она вполне себе центристская), а просто потому, что у нас будет исчерпан еще и центральный производительный потенциал, и возможность импортных операций. Но, еще раз, это — гадание на кофейной гуще, — заключает экономический эксперт Андрей Мовчан.