Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Символ советской оккупации

Интервью с историком и советологом Анджеем Новаком

© CC0 / Public DomainПольские военнопленные под конвоем Красной армии в сентябре 1939 года
Польские военнопленные под конвоем Красной армии в сентябре 1939 года
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У нас находилась армия государства, которая 50 годами ранее закабалила Польшу, армия, которая символизировала порабощение, и которую ненавидела подавляющая часть польского общества. С другой стороны, это армия в 1992 или 1993 годах уже не вмешивалась в нашу политику, так что мы уже не ощущали давления советской оккупации. Однако ее присутствие было символическим следом этой оккупации.

Rzeczpospolita: На 17 сентября приходится 20-ая годовщина выхода советской армии из Польши. Почему после 1989 года она еще три года оставалась на нашей территории?

Анджей Новак (Andrzej Nowak):
Причины было две. Первая была связана с геополитическим и логистическим положением Польши: наша страна лежала на пути выхода Северной группы войск из ГДР. Второй, более серьезной причиной, была недостаточная решимость польских властей, которые чрезмерно боялись испортить отношения с бывшим союзником. Одновременно они проводили ошибочную политику, поддерживая разделение Германии на ГДР и ФРГ, хотя это было совершенно нереально и бесперспективно. Президент генерал Ярузельский (Wojciech Jaruzelski) и сопровождавший его при посещении западных гарнизонов премьер-министр Мазовецкий (Tadeusz Mazowiecki) полагали, что присутствие советских войск гарантирует нам безопасность при объединении Германии. Это было трагическое непонимание ситуации.

— Советские войска в любом случае вышли раньше, чем предполагали договоры: вывод был запланирован на декабрь, а они покинули нашу страну в сентябре.

— Россияне не видели необходимости держать войска в Польше еще несколько недель, так что была выбрана чрезвычайно символичная дата — годовщина советской агрессии 1939. Напомню, что двумя днями позже у нас проходили парламентские выборы, победу на них одержал Союз демократических левых сил (SLD) — партия, которая была продолжательницей традиции подчинения Польши восточному соседу. Это был сигнал, что Россия может сохранить контроль над нашей страной без использования военных инструментов.

— Можно ли назвать пребывание на польской территории советских войск длительной оккупацией?

— Да, ведь у нас находилась армия государства, которая 50 годами ранее закабалила Польшу, армия, которая символизировала порабощение, и которую ненавидела подавляющая часть польского общества. С другой стороны, это армия в 1992 или 1993 годах уже не вмешивалась в нашу политику, так что мы не ощущали в нашей обычной жизни давления военной советской оккупации. Однако ее присутствие было символическим следом этой оккупации.

— Советский Союз держал на территории Польши ядерное оружие?

— Да, в нескольких местах — в северо-западных гарнизонах. У Польши не было к этому оружию доступа или возможностей его контролировать. Конечно, это представляло огромную опасность: ведь было понятно, что места хранения ядерного оружия в случае гипотетического конфликта станут целью для удара Запада.