Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Videnskab (Дания): околосмертные переживания можно объяснить с точки зрения эволюции, утверждается в новом датском исследовании

© CC0 / Public Domain Reginald Arthur (1871–1934) / Перейти в фотобанк«Смерть Клеопатры», Реджинальд Артур, 1892
«Смерть Клеопатры», Реджинальд Артур, 1892 - ИноСМИ, 1920, 31.10.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Феномен, когда у находящегося при смерти человека проносится перед глазами вся жизнь, и он видит перед собой тоннель, возможно, связан со стратегией выживания, которую мы называем «притвориться мертвым», считают авторы нового датского научного исследования. Они ищут решение этого вопроса с точки зрения эволюции.

«Я была уверена, что сейчас умру. Когда акула потянула меня под воду в третий раз, у меня в сознании пронеслись образы всех ярких моментов моей жизни. Это совершенно невероятно, что можно вспомнить всю свою жизнь за какие-то две-три секунды».

Такими свои околосмертные переживания описывает американка Шерри Хансен Стейгер (Sherry Hansen Steiger), которая подверглась нападению акулы у побережья Техаса в США. И она в своем опыте не одинока.

Околосмертные переживания — это феномен, который может возникнуть в ситуациях, угрожающих жизни. Многим в такие моменты кажется, что они покидают свое тело, оказываются в темном тоннеле с белым светом в конце и встречаются с покойными родственниками или ангелами.

По оценкам, от шести до восьми процентов населения земли имели опыт околосмертных переживаний, и впервые команда датских и бельгийских ученых в ходе нового исследования попыталась установить, а не имеют ли околосмертные переживания объяснение с точки зрения эволюции.

«Эти переживания можно истолковать в контексте духовности, что многие и делают, но интересно то, что их описывали во всех культурах мира и на всех континентах, так что этот опыт был у людей разных эпох и традиций», — говорит соавтор исследования Даниэль Кондзиэлла (Daniel Kondziella), заведующий отделением и кандидат медицинских наук Национального госпиталя Дании.

Животные притворяются мертвыми, чтобы выжить

До того, как ученые приступили к новому исследованию, у них была теория, согласно которой околосмертные переживания на самом деле являются продолжением хорошо известного во всем животном царстве явления, когда существо притворяется мертвым.

Они считали, что так называемый танатоз (это научный термин для обозначения мнимой смерти, призванной защитить животное) и околосмертные переживания развивались и наследовались особями в ходе естественного отбора с совершенно четкой целью: обеспечить выживание.

Чтобы изучить эту теорию, ученые должны были доказать, что и люди, и животные притворяются мертвыми с целью спастись.

Поэтому они составили список основных родственных групп в животном царстве. Для каждой из групп они провели по два исследования о танатозе, и результаты их теорию подтвердили. Все животные от жуков до птиц и от рептилий до млекопитающих иногда прикидываются мертвыми, чтобы спастись при атаке хищника.

Но относится ли это и к людям?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, исследователи изучили рассказы жертв массовых убийств. В них они нашли много примеров, когда люди притворялись мертвыми, чтобы выжить — например, во время холокоста, войны в бывшей Югославии и во время геноцида в Руанде.

Общие для околосмертных переживаний и танатоза черты

Теперь, когда ученые доказали вероятность того, что и люди, и животные притворяются мертвыми, чтобы выжить в опасных ситуациях, следующим шагом должен был стать поиск обоснования, что околосмертные переживания и правда связаны с феноменом танатоза.

Ученые хотели показать, что околосмертные переживания возникают не только при остановке сердца, но и когда на людей нападают. То есть, они хотели продемонстрировать, что околосмертные переживания связаны с теми же ситуациями, в которых животные и люди прибегают к уловке «притвориться мертвым».

Для этого они изучили базу данных с анкетами тех, кто испытал околосмертные переживания, и обнаружили, что 87 из 632 опрошенных столкнулись с ними после того, как на них напал другой человек или то, что ученые авторы исследования называют «современными хищниками». Например, их могла сбить машина.

«Мы можем видеть по базам данных, что некоторая часть (околосмертных переживаний — прим. ред.) возникает в ситуациях, когда человек подвергся нападению большого животного или другого человека, который хотел его убить, ограбить или совершить сексуальное насилие, — говорит Даниэль Кондзиэлла. И продолжает: — Околосмертные переживания и рассказы людей, которые притворялись мертвыми, к тому же, напоминают друг друга. Тут тот же тип диссоциации и механизм выживания. Когда борьба или бегство были уже невозможными, это помогло людям выжить».

Продвинутая форма танатоза

Сходство рассказов людей, которые притворялись мертвыми, и испытавших околосмертные переживания вкупе с тем фактом, что некоторая часть людей испытала околосмертные переживания в ситуациях, когда можно было притвориться мертвым, по оценкам ученых, можно считать свидетельством, подкрепляющим теорию, что околосмертные переживания — продукт дальнейшего развития танатоза.

«Учитывая, что человеческий мозг настолько сложен и обладает развитым языком, кажется правдоподобным, что у хомо сапиенс танатоз мог превратиться из относительно стереотипного поведения в более богатый деталями опыт, которым можно поделиться с другими», — пишут ученые в исследовании.

Биология не всегда единственное объяснение

Даниэль Кондзиелла и его коллеги не первые исследователи, пытающиеся объяснить, почему некоторые люди переживают околосмертный опыт, но не все ученые разделяют биологический постулат, сводящийся к тому, что цель всего живого — выжить.

«Я считаю, очень интересно изучить, дает ли околосмертный опыт особые преимущества для выживания, но я не совсем согласен с изначальными постулатами исследования, — говорит Тобиас Квист Стрипп (Tobias Kvist Stripp), врач и кандидат наук Университета Южной Дании, который также занимается исследовательским проектом, посвященным околосмертным переживаниям клиентов, прошедших через остановку сердца. И продолжает: — Отчасти потому, что оно основано на идее, что единственная цель всего живого — выжить, а я с этим не согласен. По этому поводу мне не хватает научно-теоретических размышлений. Кроме того, мне не кажется, что доказательства, которые авторы приводят в защиту своей точки зрения, так уж убедительны».

В то же время совершенно правильно, что наука атакует такие необъяснимые феномены, как околосмертные переживания, с разных сторон — в том числе и с биологической, полагает Тобиас Квист Стрипп.

«Мое собственное исследование околосмертных переживаний в первую очередь ориентировано на субъективный опыт, а не на потенциальную биологическую причину. В целом меня радует, что научные исследования по этой теме так разнообразны. Это всегда полезно и может поспособствовать плодотворной дискуссии. Многие пытались найти биологическое объяснение околосмертным переживаниям, и это важная тема», — подчеркивает он.

Эпилепсию считали одержимостью демонами

Даниэль Кондзиелла согласен с тем, что новое исследование основано на предпосылке, что как людьми, так и животными в подавляющем большинстве ситуаций движет стремление выжить, но, по его мнению, занимать именно эту позицию есть веская причина.

Есть много феноменов, которым мы, люди, традиционно приписывали духовное значение, как сейчас его многие приписывают околосмертным переживаниям.

Например, многие годы люди верили, что пациенты с эпилепсией одержимы демонами, отмечает он.

«Когда мы говорим о причинах околосмертных переживаний, мы делаем это на основе традиции, по которой часто удавалось научно объяснить естественные явления, какие раньше толковались как имеющие особое духовное значение», — говорит Даниэль Кондзиелла.

Тем не менее, объяснение околосмертных переживаний — это тема, которая требует гораздо большего количества исследований, и ученым все еще необходимо более убедительно доказать, что околосмертные переживания развились из танатоза.