Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Джо Роспарс: 'Я бы не стал латать карму Беларуси'

Джо Роспарс: 'Я бы не стал латать карму Беларуси' picture
Джо Роспарс: 'Я бы не стал латать карму Беларуси' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Находкой пиарщика стали дешевые трапезы с Обамой. Традиционные обеды кандидата в президенты с крупными спонсорами были цинично заменены обедами с каждым, кто мог пожертвовать $5-10.

На минувшей неделе в Минск прибыл руководитель избирательной кампании Барака Обамы в области новых СМИ Джо Роспарс. Именно его компания Blue State Digital (основана в 2004г.), деятельность которой направлена на сплочение активных онлайн-сообществ вокруг кандидатов в президенты, организовывала сбор средств в Интернете и налаживала общение с избирателями в рамках движения 'Обама для Америки'. В числе клиентов компании - политические деятели, некоммерческие организации, университеты и корпорации. Некоторые эксперты называют штаб Роспарса секретным оружием демократов.

'Посольство попросило меня приехать, чтобы поговорить, - пояснил Джо Роспарс цель своего визита в Беларусь.- С различными людьми, студентами, представителями неправительственных организаций'.

О низах и верхах

Обычно все усилия избирательного штаба 'направлены на две аудитории: прессу и избирателей, еще не определившихся с выбором. Мы впервые начали работать с третьей аудиторией - своими сторонниками. Была сформирована база электронных адресов. Если в начале 2007г. их у нас было 50, то в конце года - уже миллион, а непосредственно во время предвыборной гонки - 13 млн'.

Обычно 'верхи руководят, а низы работают', в итоге 'верхи не могут, а низы не хотят'. Поэтому 'мы решили строить кампанию по принципиально новой технологии - 'снизу вверх'. Приверженцы Обамы проводили акции в поддержку своего кандидата без контроля со стороны избирательного штаба'. Полчищам сочувствующих граждан 'мы дали инструменты для агитации. Они сделали миллионы телефонных звонков и постучали в тысячи дверей, организовали 200 тысяч акций дома, в кафе, на площадях. По собственному почину! Мы даже не контролировали их!' Так его команда собирала средства по принципу 'с Америки по нитке'.

Это подразделение по работе с электоратом через новые СМИ 'беспрецедентно'. 'В видеороликах, которые мы сняли, главными героями были простые американцы. Звучали слоганы вроде 'Мы организуем кампанию сами'. Всего в ходе предвыборной кампании 'снято 200 видеороликов. Интернет-пользователи провели 1,2 млрд. минут за просмотром этих роликов'.

О трапезе с Обамой за $5

Команда Роспарса составляла 'примерно 1-2% от всей команды Обамы. Наш вклад непросто измерить в процентах - мы работали в связке с другими командами штаба. Когда мы начинали и шли на риск, мы не могли даже вообразить себе результат. Но в то же время понимали, что не выжать из Интернета и новых СМИ все соки было бы глупо. В итоге эффект сногсшибателен. Сначала у меня работало два-три человека. Однако со временем штат разросся до ста человек в центральном офисе и еще около шестидесяти - в наиболее проблемных для кандидата штатах'.

Находкой пиарщика стали дешевые трапезы с Обамой. Традиционные обеды кандидата в президенты с крупными спонсорами были цинично заменены обедами с каждым, кто мог пожертвовать $5-10: 'Сети доноров у Обамы не было. Мы рискнули провести сбор средств неординарным способом. Вместо традиционного обеда с денежным мешком, когда доноры трапезничают со своим ставленником и платят за блюда тысячи долларов, Обама обедал с людьми, пожертвовавшими копейки'.

За столом Обама трогательно 'рассказывал, что совсем недавно закончил выплачивать студенческий кредит за учебу', создавая тем самым впечатление, что 'любой среднестатистический американец может стать президентом'.

Внезапно в предвыборный штаб начали приходить письма с угрозами: 'Думая, что на Dinner with Barack людей отбирают по жребию, нас обещали засудить. Это попадало бы под закон об азартных играх'.

Каждому, кто пожертвовал мелкую купюру, предлагалось написать эссе на тему 'Почему я дал деньги Обаме'. 'Таких историй накопилось несколько десятков тысяч. Они были опубликованы на сайте. Люди читали их, узнавали причины, почему другие жертвуют, и тоже жертвовали'. В результате 3 млн человек сделали 6,5 млн пожертвований на общую сумму $500 млн.

О Ли Харви Освальде

Пиарщик Обамы ничего не слышал о намерении двух расистов, позже арестованных, устроить покушение на Обаму: 'Первый раз слышу!' Оценить эффективность предвыборных инсценировок покушений в разных странах мира он затруднился: 'По-моему, бесполезно обсуждать эти вещи'. Дом в Минске, где жил убийца президента Кеннеди Ли Харви Освальд, американцу не показали.

Выстраивание целой пирамиды сторонников-агитаторов на финише едва не привело к фиаско: 'Наши сторонники увидели, что их чудовищно много, и расслабились. Совсем перестали работать! Если бы мы не приняли мер, могли бы вообще проиграть. Чтобы спасти ситуацию, хватило одного ролика на You Tube: перед финишем велогонки велосипедист, над которым витает слово You, победно вскидывает руки вверх и падает. В этот момент его обходит другой спортсмен. На нем огромная маска с физиономией Маккейна. Текст прост: 'Сторонник Обамы, не дай себя обогнать!' Этот ролик мгновенно сработал: 'Люди испугались'.

'Не могу сказать, что без меня Обама не стал бы президентом', - самокритично резюмирует пиарщик. Тем не менее 'кампания с использованием новых СМИ была несовершенной. Мы занимались этим впервые, делали по ходу много ошибок. Если бы мы тогда имели опыт, то смогли бы, например, собрать не $500 млн, а $700 млн. Хотя какая разница, если мы все равно выиграли. Вот если бы проиграли, было бы обидно!'

О государственной карме

Представители партий и неправительственных организаций Беларуси, с которыми он успел встретиться, не просили его оказать посильную помощь в деле собственной раскрутки: 'И вообще, найти тут у вас клиентов не цель моего визита'. Он упорно не признавался, что именно узнал о Беларуси с использованием Интернета и новых СМИ: 'Можно много узнать о стране и другим способом. Посольство высылает пакет информации о стране, всякие новости. Очень хороший ресурс'. При этом пиарщик затруднился определить, были ли эти новости в основном хорошими или плохими: 'Там были разные новости. Меня очень интересовала погода. Хорошо, что сегодня хоть солнце показалось'.

В течение 24 часов после прилета политтехнолог также не успел почерпнуть новой информации о стране: 'Я был здесь 24 часа, мой язык не слишком хорош, чтобы изучить местные тонкости. Но вы хорошие люди'. Зато он вдруг проявил интерес к 'проблемам, которые обсуждаются в вашем обществе, например отношения с Европой'.

Перспективы отношений с США визитер охарактеризовать не смог: 'Не в моей компетенции отвечать на такие вопросы. Если я просто частное лицо, мне не должны давать микрофон, чтобы говорить об этих вещах'.

Специалист признался, что не испытывает особого желания работать по профилю в Беларуси и 'латать ей карму', занимаясь продвижением ее имиджа за рубежом. 'Я живу в Нью-Йорке', более того, 'я не дам никаких советов. Я вряд ли согласился бы на эту работу. Не думаю, что это вопросы маркетинга. И клиентов, повторюсь, я здесь не ищу'. При этом его компания 'работает с честными людьми. С организациями, которые мне нравятся'.

Детектор лжи

- Можете ли сказать, что единолично обеспечили победу Обамы?

- Нет.

- Неправительственные организации Беларуси просили вас обеспечить им раскрутку и продвижение?

- Нет.

- А официальный Минск?

- Нет.

- Как политтехнолог вы имеете отношение к несостоявшемуся покушению двух расистов на Обаму?

- Не слышал об этом.

- Действительно ли лозунг 'Его могут убить, как Кеннеди' был вживлен в сознание людей политтехнологами?

- Нет.

- Сказалась ли на рейтинге президента попытка Обамы проникнуть в Белый дом через окно?

- Нет.

Контратака

- Ясно же, насколько успешно прошла кампания с использованием новых СМИ! Новые СМИ - это клад! А вот европейские политические партии и лидеры по-прежнему ведут борьбу традиционно, скучно. В европейских странах вообще, пожалуй, лишь команда Саркози применяет хоть какие-то инновационные подходы.