Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Игрушки» оказались игрушечными

Плюшевый мишка.
Плюшевый мишка.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Узнав о том, что в Вильнюсе пройдет презентация фильма о моем родном городе Жлобине, я просто не мог пропустить показ «Игрушек» 17 ноября. Фильм ожидал с вдохновением, ведь тема действительно интересная! Достаточно уникальная ситуация, когда город во многом знаменит тем, что часть его жителей промышляет «игрушечным» бизнесом.

Узнав о том, что в Вильнюсе пройдет презентация фильма о моем родном городе Жлобине, я просто не мог пропустить показ «Игрушек» 17 ноября. Фильм ожидал с вдохновением, ведь тема действительно интересная!


Достаточно уникальная ситуация, когда город во многом знаменит тем, что часть его жителей промышляет «игрушечным» бизнесом, продавая меховых тигров, медведей, слонов, зайцев, но хоть как-то выживая в реалиях «белорусского экономического чуда».

Автор фильма, еще в интервью Delfi отметила, что фильм «о жизни рядовых белорусов», а затем еще раз повторила это перед достаточно большой аудиторией, которая пришла созерцать интересную работу молодого режиссера, ведь человек старался, какое-то время прожил в Жлобине, да еще и пообщался не только с «рядовыми жителями», но и с рядовыми из органов внутренних дел.

Читайте также: Почему Opera так популярна в Белоруссии?

Меня, правда, насторожил тезис Лужите о том, что «жить в белоруских условиях может либо психически неполноценный человек, либо алкоголик…». Я прожил в Белоруссии 17 лет, 11 из которых как раз в городе Жлобине. С жизнью в этом районном центре, а также с «игрушечным» бизнесом в нем я знаком более, чем хорошо, а поэтому было интересно узнать как это видит сторонний человек, а тем более из страны, которая совсем недавно была в вместе с Белоруссией в Советском Союзе.


Я, конечно, предполагал, что автору эта жизнь покажется несколько экзотичной, но не думал, что интерпретация этой «экзотики» будет столь поверхностной. Может быть, я слишком многого ожидал? Ожидал уникальную историю об «обычных белорусах», которая занимаются необычным бизнесом. Ожидал ответ на вопрос: почему они продают эти игрушки? Ожидал увидеть причинно-следственную связь, намек на некие выводы, а не поверхностные образы, скажем прямо, необычных белорусов».

Видение «обычности» у нас с автором фильма явно разошлись. Если с ее точки зрения, обычные белорусы — это люди, которые живут в условии маргинальности, нищеты и, как правило, злоупотребляют алкоголем, то я бы поспорил с такой «обычностью», поскольку в данном случае автором как минимум не совсем верно расставлены акценты. Более того, образ торговца игрушками показан также односторонне. Но, сделаем скидку на то, что автор, возможно, не знала, что есть люди, которые зарабатывают много денег на этих игрушках, продавая их оптом в Россию.

Также по теме: В сказках белорусская женщина бьет мужика и зменяет ему с попом


В целом, «игрушечная история» Лины Лужите, несмотря на весьма интересную идею, к сожалению, оказалась не более чем попыткой вникнуть в глубокие проблемы белоруского общества. Тем не менее, меня радует, что такие попытки есть и есть интерес к истории повседневности белорусского общества. И если бы автор попыталась более глубоко вникнуть в причины белорусских проблем, а не их следствие, то мы могли бы не возвращаться к вопросу о том, «могут ли угнетенные говорить?».

Но в данном случае и я буду откровенен: данный фильм не показывает «жизнь обычного белоруса» (да, он показывает жизнь маргинального сообщества в Жлобине, но тогда именно эту тему авторам нужно было и заявлять), поскольку такую жизнь можно было спокойно снять в некоторых неблагополучных спальных районах Вильнюса. Но зачем? Будет ли он репрезентативным? Будет ли соответствовать статусу «жизни обычного литовца»? Вопрос открыт…