Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Официальный Тегеран в роли мистера Фикса

Иран располагает планом по урегулированию карабахского конфликта

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Официальный Тегеран, как мистер Фикс из мультика «80 дней вокруг света», имеет план по урегулированию карабахского конфликта. Об этом накануне заявил посол ИРИ в Баку Мохсен Пакайин. Он посетит Физулинский район и осмотрит Горадизский погранично-пропускной пункт.

Официальный Тегеран, как мистер Фикс из мультика «80 дней вокруг света», имеет план по урегулированию карабахского конфликта. Об этом накануне заявил посол ИРИ в Баку Мохсен Пакайин. Он посетит Физулинский район и осмотрит Горадизский погранично-пропускной пункт.

По словам Пакайина, азербайджанская и иранская стороны положительно оценивают открытие погранично-пропускного пункта Асландюз-Горадиз, и в связи с этим продолжаются обсуждения.

Говоря об армяно-азербайджанском нагорно-карабахском конфликте, посол подчеркнул, что он должен быть решен в кратчайшие сроки. «Конфликт продолжается долгое время. Мы уже заявили, что готовы к разрешению конфликта, и в связи с этим у нас есть проект. Но, конечно же, проект будет обнародован в нужное время», – сказал Пакайин.

Таким образом, официальный Тегеран, который пытается торпедировать любые мирные инициативы по урегулированию палестино-израильского конфликта на Ближнем Востоке, претендует на роль миротворца на Южном Кавказе. При этом, оказывается, Тегеран имеет конкретный план, можно сказать, что гарантирующий урегулирование конфликта. Насколько я понял, как только конфликтующие стороны поручат собственную судьбу Ирану, этот гениальный план, до которого додумались иранские дипломаты, чтобы «утереть нос» российским, европейским и американским коллегам, будет оглашен для всемирного ознакомления. Все как у мистера Фикса.

У многих может возникнуть вопрос: на самом ли деле Иран заинтересован в урегулировании карабахского конфликта? На самом ли деле ИРИ располагает конкретным вариантом урегулирования данного конфликта, притом имеющим шанс на успех? Необходимо сделать особый акцент на последнем факторе. Ведь даже самые гениальные схемы и конструкции для решения тех или иных проблем, в том числе и связанных с межгосударственными отношениями, без этого реального шанса на успех не стоят и гроша. Особо хочу отметить, что речь идет о мирном урегулировании конфликта.

Итак, вариант, разработанный официальным Тегераном, каким бы гениальным он ни был, не имеет ни единого шанса на реализацию. И тут все очень просто. Во-первых, дело в том, что невозможно разработать мирный план урегулирования подобных конфликтов, на все сто процентов соответствующий национально-государственным интересам обеих сторон. Это почти то же самое, что придумать вечный двигатель. Таким образом, шансы на успех той или иной мирной инициативы прежде всего зависят от того, насколько эффективными инструментами «убеждения» располагает сторона, выступающая в качестве посредника. Речь о способности посредника навязать собственную волю конфликтующим сторонам.

Долгое время считалось, что ключи от урегулирования конфликта находятся в Москве. Так оно отчасти и было. По той простой причине, что Россия могла навязать Армении любой вариант урегулирования конфликта. Намного более ограничены были возможности влияния России на Азербайджан. Однако Иран, по крайней мере, сегодня, не располагает эффективными рычагами влияния, чтобы навязать сторонам конфликта тот или иной вариант урегулирования данной международной проблемы.

Во-вторых, необходимо учесть, что официальный Баку во внешней политике максимально дистанцируется от ИРИ. А для Армении, с одной стороны, до сих пор ключевым внешнеполитическим партнером, особенно в вопросах, связанных с урегулированием карабахского конфликта, является Россия, а с другой – официальный Ереван с учетом не совсем простых отношений, которые складываются в армяно-российских отношениях, вряд ли заинтересован в данный момент в появлении еще одного повода, притом серьезно раздражающего Кремль. Ведь речь идет о появлении в урегулировании карабахского конфликта, который является важным, а может быть, и единственным инструментом манипуляции со стороны России геополитической ситуацией на Южном Кавказе, нового, притом регионального игрока и с согласия Армении.

В-третьих, посредник сам должен быть заинтересован в урегулировании конфликта. Иран вряд ли имеет подобную заинтересованность. Все разговоры о том, что официальный Тегеран подобным образом пытается подыграть Западу, чтобы облегчить процесс налаживания отношений после президентских выборов, не выдерживают никакой критики. В Тегеране прекрасно осознают, что мирный процесс по урегулированию карабахского конфликта, по крайней мере, до сих пор успешно торпедируется со стороны России, как и палестино-израильский – Ираном.

Проще говоря, официальный Тегеран пытается примерить себе удобное одеяние пророка, к которому никто не желает прислушиваться. Пропагандистский трюк, и не более. Важно обратить внимание на тенденцию. А она состоит в том, что в среднесрочной перспективе вряд ли стоит ожидать усиления влияния Ирана. Тут необходимо учитывать следующие моменты: первое – несмотря на все спекуляции по поводу договороспособности недавно избранного президента ИРИ Хасана Рухани, в том числе и по ядерному вопросу, Вашингтон «слезам не верит».

Конгресс США проголосовал за законопроект, вводящий дополнительные санкции против Ирана в связи с его ядерной программой, пишет РИА «Новости». В частности, законопроект предполагает дополнительное сокращение экспортных поставок нефти из Ирана на 1 миллион баррелей ежедневно в течение года. Законопроект принят 400 голосами «за», «против» – 20. Ему еще предстоит пройти Сенат и получить подпись президента Барака Обамы.

Голосование прошло незадолго до вступления в должность избранного президента Ирана Хасана Рухани, которое состоится в это воскресенье. США подозревают Иран в намерении создать ядерное оружие, Тегеран это отрицает и заявляет, что его ядерная программа преследует мирные цели. Наряду с санкциями ООН и других международных организаций, США ввели и собственные санкции против Ирана с целью заставить страну отказаться от ядерной программы. Несмотря на легкое прохождение законопроекта в Конгрессе, новые санкции против Ирана находят и оппозицию в американском обществе.
Так, Национальный совет американцев иранского происхождения (NIAC) заявил, что новые санкции контрпродуктивны, поскольку подрывают возможности для возобновления дипломатических усилий в отношении Ирана. Однако в Конгрессе возобладала жесткая линия: несмотря на то, что более 130 депутатов присоединились ранее к призыву провести новые переговоры с Ираном, почти все они проголосовали за новые санкции.

При этом в Вашингтоне считают, что мировой нефтяной рынок вполне эластичен для дальнейшего снижения экспорта нефти из Ирана, вызванного санкциями из-за несогласия Тегерана отказаться от своей ядерной программы. Об этом заявил министр энергетики США Эрнест Монис, пишет РИА Новости.

Министр считает, что Иран теперь не «доминирующий игрок на рынке» нефти, отмечается увеличение производства нефти в США и Ираке, кроме того, существуют значительные запасы у некоторых стран-членов ОПЕК. «Поэтому, я думаю, с дальнейшими санкциями рынок (нефти) может быть вполне устойчив», – цитирует агентство «Рейтер» слова Мониса, находившегося в Вене, куда он приехал на конференцию по ядерной безопасности.

Второе – Вашингтон прилагает огромные усилия для урегулирования палестино-израильского конфликта. Предполагается, что стороны выйдут на мирные соглашения в течение предстоящих девяти месяцев, что в свою очередь резко снизит влияние Ирана и его союзника в регионе – ливанской «Хезболлах» – на процессы, происходящие на Ближнем Востоке.

На этом фоне особо стоит обратить внимание на сообщение газеты Hurriyet Daily News, увидевшее свет в четверг, о том, что визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в сектор Газа отменен. Как пишет издание, причиной отмены визита является обострение политической ситуации в Египте.

Эрдоган ранее заявлял, что посетит сектор Газа в мае, потом – в июне, однако затем визит был перенесен. При этом Израиль, отношения Турции с которым начали нормализовываться, ранее обещал не препятствовать поездке турецкого премьера в Газу. Хотя США, скорее всего, выражающие и позицию Израиля, устами государственного секретаря Джона Керри заявили, что не считают подобный визит «своевременным» и способным посодействовать развитию мирного процесса. Одним словом, «строптивый» Эрдоган прислушался к совету Вашингтона и не стал усиливать накануне начала мирных переговоров позиции ХАМАС, который правит в секторе Газа и частично находится под влиянием Ирана и ливанской «Хезболлах». Но и это не все…

Третье – необходимо учитывать и то, что Рухани даже при всем желании вряд ли способен остановить ядерную программу Ирана. Благодаря установке десятков тысяч центрифуг для обогащения урана на ядерных объектах Натанз и Фордо к середине следующего года у Ирана появится достаточное для создания ядерного оружия количество урана, следует из доклада Института науки и международной безопасности (ИНМБ).

Для того чтобы не допустить такого развития событий, ИНМБ рекомендует МАГАТЭ участить инспекции иранских объектов с центрифугами по меньшей мере до двух раз в неделю, пишет «Росбалт».

В докладе также отмечается, что, если США и Израиль будут сомневаться в нанесении превентивного удара по Ирану из страха перед реакцией международного сообщества, «у Тегерана может быть достаточно времени, чтобы произвести достаточно оружейного урана для создания одной или более ядерных бомб», передает «Интерфакс».
ИНМБ отмечает, что Иран в настоящее время, возможно, строит новый объект для обогащения урана. Этот вывод организация в основном сделала из заявлений иранских чиновников.

Особо подчеркивается в докладе, что в силу закрытости программ международные инспекторы могут не сразу обнаружить выход Исламской Республики на новые «ядерные рубежи», пишет MIGnews.

Одним словом, Иран вплотную приблизился к созданию ядерного оружия. Обратного хода уже быть не может. Если сегодня Тегеран отступит, это будет равноценно капитуляции перед Вашингтоном.

Четвертое – также не удается наладить отношения с Москвой. Встреча президентов Ирана и России во время каспийского турне российского лидера не состоится. Не состоится, похоже, и сама поездка. Путин рассчитывал на встречу в порту Бендер-Энзели, а в Тегеране настаивали на посещении им столицы. Визит можно было бы расценивать как попытку наладить отношения с Ираном, которые ухудшились после разрыва контракта на поставку ЗРК С-300. Новоизбранный президент Ирана Хасан Рухани не будет встречаться со своим российским коллегой Владимиром Путиным в августе в иранском порту на Каспийском побережье Бендер-Энзели. Об этом заявил в среду посол Ирана в Москве Махмуд Реза Саджади.

В Тегеране рассчитывают, что первая встреча главы РФ Владимира Путина и новоизбранного президента Ирана Хасана Рухани состоится в сентябре этого года в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Бишкеке.
Ранее посол заявил, что на церемонии инаугурации Рухани Россию будет представлять спикер Госдумы Сергей Нарышкин. При этом он подчеркнул, что вопрос о визите главы РФ Владимира Путина не обсуждается.

Газета «Коммерсантъ» на прошлой неделе сообщила, что визит Путина в Иран планируется на 12-13 августа. Пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков не подтвердил эту информацию. Много визитов готовится, но как только они будут согласованы, о них будет сообщено, сказал Песков. Необходимо учесть, что на выстраивание российской политики в отношении Ирана влияет множество факторов: прежде всего это совпадающие интересы на Ближнем Востоке и Южном Кавказе по противостоянию экспансии со стороны США.

Однако реальна угроза появления в ИРИ ядерного оружия, что, безусловно, не отвечает интересам России. Кроме того, Россия на словах выступает против экономических санкций против Ирана. Но экономические санкции против ИРИ поддерживают цены на рынке энергоресурсов на высоком уровне и увеличивают потребность в услугах России.
В-четвертых, необходимо учесть сложности, которые объективно должны возникнуть во взаимоотношениях между Арменией и Ираном в связи с предстоящим подписанием Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом.

Давид Шахназарян, директор Центра политических и правовых исследований «Согласие» (Concord), бывший глава Службы национальной безопасности Армении в интервью в 1in.am утверждает, что с подписанием соглашения об Ассоциации с Евросоюзом создаются очень большие возможности для диверсификации: «Армения приобретает новый статус в урегулировании карабахского вопроса. То есть та цивилизационная разница, которая имеет место между Арменией и Азербайджаном, хотя, конечно, в плане прав человека, гражданского общества Армения находится на неудовлетворительном, но намного более высоком уровне, чем Азербайджан, – вот это теперь фиксируется. Известно также, что во всех подобных конфликтах преимущества добивается та сторона, которая находится на более высоком цивилизационном уровне. Пример тому – тот же карабахский конфликт. В 90-е годы, когда Армения считалась «островком демократии», а Азербайджан пребывал в худшем состоянии, и почему нет, Армения тогда пользовалась если не сказать поддержкой, то во всяком случае позитивным отношением к себе со стороны свободного мира, демократического мира Запада, а Азербайджан пытался свои вопросы решить с советским политбюро и рудиментами Советского Союза. И с каким результатом – мы увидели».

При этом Шахназарян считает, что Россия и дальше будет пытаться создавать «бури», но у нее мало возможностей, чтобы сделать это. «Для нас очень важны эти отношения, но Россия должна четко понимать, что в Армении есть общество, которое защитит не только права Грачья Арутюняна, но и нашу государственность. Что должно быть сделано в этом плане? Учитывая, что Россия изменила свою политику, нужно перезагрузить отношения Армения-Россия. При этом Армения в первую очередь должна диверсифицировать энергетическую безопасность. В этой сфере наши отношения с Ираном должны быть подняты на новый уровень.

Во-вторых, в направлении диверсификации безопасности и диверсификации военного сотрудничества Армении я уже замечаю некоторые шаги: недавний визит министра обороны в Грузию, который был очень результативным. То есть это диверсификация военного сотрудничества со странами Европейского Союза и странами, подписывающими Соглашение об Ассоциации с ЕС.

В-третьих, Армения должна углубить и обеспечить более высокий уровень отношений с Грузией, Украиной и Молдовой»,- отмечает господин Шахназарян.

По его мнению, последние действия России создали довольно интересную ситуацию и в Минской группе ОБСЕ. Россия очень хорошо понимает, что она изменила свой статус посредника. «Это беспрецедентно, когда посредник, «честный брокер», как говорил Бисмарк, между конфликтующими сторонами развертывает гонку вооружений. Если, не приведи Господь, начнется война, то для армянского солдата, вообще для нас, нет абсолютно никакой разницы – танки Т-90, которые нападут на нас, Азербайджан заплатил за них или нет. Во-вторых, Россия несколько раз вместе с другими сопредседателями призывала готовиться к миру, а не к войне, тогда как сама развертывает гонку вооружений между Арменией и Азербайджаном. Кремлю очень хорошо известно, чем заканчивается гонка вооружений: либо коллапсом одной из сторон, либо войной. Полагаю, что в ближайшем будущем будет сделана попытка в Минской группе ОБСЕ в этом тупике осуществить какой-то прорыв, но не со стороны России», – заявил бывший глава службы национальной безопасности.

Позволю себе не согласиться с некоторыми выводами господина Шахназаряна. Первое – не думаю, что армянских политиков раздражает то, что последние действия России не соответствуют статусу посредника. Военные базы на территории Армении, гарантии безопасности, данные опять же Армении, и, наконец, многократная безвозмездная передача различных видов вооружения и боевой техники Армении вряд ли соответствовали статусу посредника. Но эти односторонние действия со стороны России никакого раздражения у большей части армянской политической элиты не вызывали. Думаю, что переломным моментом в отношениях Саркисян-Путин наверное стал август 2008 года, когда официальный Ереван устами действующего президента, по объективным причинам отказался признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Особенно оскорбительной для Путина была публичность этого отказа.

Однако заявляния о том, что Россия сдает Армению и Нагорный Карабах, также не выдерживают никакой критики. Программой-минимум для России является поддержание нынешнего статус-кво на более высоком уровне угроз. Азербайджану продаются вооружение и боевая техника, а в Армении увеличивается российское военное присутствие. Проще говоря, Армения в военно-политическом отношении оказывается все более зависимой от России. Ни Армении, ни Азербайджану не угрожает экономический коллапс. По той простой причине, что Армения ничего не тратит, а Азербайджан пока что платежеспособен.

Программой-максимум для Кремля, не исключено, что является возобновление боевых действий при нынешнем уровне угроз, с многочисленными человеческими жертвами, что позволит ей выступить в роли силы, принуждающей конфликтующие стороны к миру, естественно, с увеличением военно-политического присутствия России в регионе. Второе – «диверсификацию» внешней политики не удастся обеспечить за счет «демократичности» Армении. Нет, этот вопрос безусловно будет возникать во взаимоотншениях Азербайджана с Западом. Это ахиллесовая пята аазербайджанской внешней политики. Но во взаимоотношениях Азербайджана и Запада существуют намного более важные вопросы, чем демократия. Поэтому даже после подписания и ратификации соглашения об Ассоциации вряд ли стоит ждать особого изменения политики Евросоюза, США по отношении к урегулированию карабахского конфликта. И вряд ли Россия сама в ближайшей перспективе станет демократической, чтобы обращать внимание на такие мелочи.

Третье – с учетом вышеизложенных моментов вряд ли на данном этапе было бы разумно связывать энергебезопасность Армении с Ираном.

Червертое – да, безусловно, необходимо решить вопрос «диверсификации» военно-политической безопасности Армении. Это очень важная проблема, по сути, краеугольная в обеспечении независимости внешней политики Армении и в перспективе ее интеграции в европейское пространство.

Но и тут с господином Шахназаряном не могу согласиться. Евросоюз не имеет ни инструментов, ни механизмов, чтобы гарантировать военно-политическую безопасность Армении, особенно через Грузию. До сих пор зонтиком безопасности для самого Евросоюза является НАТО. По соседству с регионом находится Турция, которая располагает одной из самых крупных армий в НАТО. Гарантом безопасноти всех трех государств Южного Кавказа может выступить исключительно Турция, естественно, по мандату США и НАТО. Естественно, и официальная Анкара, которая в течение, можно сказать что последних 100 лет избегала военно-политического противостояния с Россией, на Южном Кавказе, должна проявить политическую волю и избавиться от страха перед Кремлем.

Господин Шахназарян прав в том, что в ближайшее время будет предпринята попытка вывода мирного процесса по урегулированию карабахского конфликта из тупика. Именно урегулирование карабахского конфликта является для Армении ключом для получения гарантий военно-политического и энергетического характера вне формата ирано-российского тандема…